Краткая биография
Петр Иванович Зинченко родился в $1903$ году 14 июля в селе Николаевском Волгоградской области. Не смотря на крестьянское происхождение, он окончил учительскую семинарию. Начиная с $1921$ года, Зинченко работал учителем, а в последствии инспектором школьного образования. Попытка поступить на педологический факультет МГУ с целью изучения психологии закончилась неудачей.
После прохождения службы в армии Зинченко в $1927$ году поступил в Харьковский институт социалистического воспитания.
Первой научной публикацией Петра Зинченко стала работа под названием «Харьковская педологическая школа и психология».
Петр Зинченко активно занимался изучением памяти. Первые исследования по психологии памяти он выполнял под руководством Леонтьева. Предметом данных исследований были процессы воспроизведения и забывания школьных знаний. В $1936$ году Петр Иванович защитил кандидатскую диссертацию по данной теме. В это же время он начал преподавать психологию в Харьковском пединституте иностранных языков, где и работал до 1960 года.
Во время войны с $1941$ по $1945$ годы Зинченко находился в действующей армии. От рядового он дослужился до командира взвода саперов и заместителя командира роты.
После войны Зинченко стал неформальным лидером среди харьковских психологов. Петр Иванович организовал и сам возглавил в Харькове филиал открывшегося Киевского Института психологии.
Зинченко защитил докторскую диссертацию в $1958$ году. В $1960$ году он возглавил в ХГУ кафедру психологии и заведовал ею до своей смерти 17 февраля $1969$ года. К педагогической ориентации в этот период добавилось изучение проблематики инженерно-психологических исследований памяти, финансируемое оборонной промышленностью.
Вклад в развитие психологии
Зинченко четко обозначил новую теоретико-методологическую позицию, которая гласила, что психологические законы, в том числе и законы запоминания, не могут лежать вне реальной осмысленной деятельности субъекта по отношению к окружающей действительности.
Новый принцип - «принцип деятельности» выступил в качестве альтернативы принципам ассоциации и структуры.
По мнению Зинченко воспроизведение и забывание знаний может получить правильную характеристику только при условии их анализа в связи с процессом формирования личности, а также с развитием ее сознания и мышления и сознания.
В работах Зинченко были объединены личностный и деятельностный подходы. Это выразилось в следующих выводах:
- процесс воспроизведения носит активный творческий характер, а не является обычным припоминанием и всплыванием представлений запечатленных при обучении;
- повторение должно служить не только закреплению или восстановлению ранее полученных знаний, а их качественному преобразованию».
Главная книга Зинченко - «Непроизвольное запоминание». Она посвящена произвольному запоминанию, умственным действиям, включая классификации и арифметические вычисления, сложному процессу понимания текста.
Основные положения концепции Петра Зинченко заключаются в следующем:
- функция памяти заключается в избирательном закреплении индивидуального опыта и его дальнейшем использовании в жизни;
- непроизвольное запоминание является одновременно продуктом текущей деятельности и результатом отвлечений от нее, то есть случайным запоминанием;
- деление памяти на непроизвольную и произвольную должно быть основным, определяющим, так как эти процессы являются последовательными ступенями в развитии памяти ребенка;
- у детей дошкольного возраста основное место в закреплении индивидуального опыта занимает именно непроизвольная память;
- с появлением произвольной памяти непроизвольная память продолжает совершенствоваться;
- непроизвольное запоминание является всегда опосредствованным;
- центральной задачей школы является формирование у учеников навыков и умений произвольного мышления.