Сущность социально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг – это тренинг, направленный на развитие навыков самопонимания, самопознания, изменения отношения к себе и другим, рефлексии, выработку навыков саморегуляции, развитие эмоциональной гибкости, с целью улучшения социальной адаптации личности и углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.
Основные формы социально-психологического тренинга: деловая игра, групповая дискуссия, ролевая игра, разнообразные интерпретации и модификации «мозгового штурма», «конференция идей», «коллективная записная книжка», метод анализа различных практических и жизненных ситуаций.
Основная цель использования социально-психологического группового тренинга – мобилизация внутреннего потенциала каждого участника тренинга с целью расширения круга собственных возможностей.
Социально-психологический тренинг представляет собой одно из наиболее удобных и доступных средств групповой терапии. При проведении тренинга каждый его участник имеет возможность в безопасной (условной) обстановке оттачивать определенные знания, умения и навыки, необходимые для успешной социализации в обществе. Например, в рамках социально-психологического тренинга участники могут развивать навыки эффективного социального взаимодействия друг с другом. В дальнейшем данные навыки могут быть применены в повседневной жизни, при выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми.
Преимущества использования социально-психологического тренинга в групповой работе
Использование социально-психологического тренинга с целью овладения навыками успешной социализации и адаптации в современном социуме включает в себя элементы психокоррекции, психологии воздействия и частично психотерапии.
Групповая форма организации социально-психологического тренинга имеет ряд преимуществ:
- Способствует решению ряда межличностных проблем – группа, отображает окружающее человека общество, в миниатюре.
- Получение от других участников поддержки и обратной связи, особенно актуально это, если они имеют схожие проблемы.
- Получение новых умений и навыков, предоставление возможности применения их во взаимодействии с участниками группы, а также экспериментирование с различными стилями взаимоотношений.
- Снижение общего психологического напряжения, рассмотрение и обсуждение психологических проблем посредством взаимодействия участников группы.
- Взаимодействуя в группе, облегчает участникам раскрыться, осуществить самопознание и самоисследование. Это позволяет лучше понять свои социально-психологические проблемы, посмотреть на них со стороны, изменить свое отношение к ним, повысить собственную уверенность.
- Экономически выгоднее при проведении в рамках конкретного учреждения или организации.
К основным парадигмам и принципам организации группового социально-психологического тренинга относятся:
- Тренинг представляет собой своеобразный метод «дрессуры», при котором посредством жестких манипулятивных приемов выстраивается необходимое поведение участников.
- Тренинг выступает в качестве тренировки, которая направлена на формирование и последующую отработку умений и навыков эффективного поведения и взаимодействия человека в обществе.
- Тренинг как одна из форм активного обучения, направлен на передачу психологических знаний и умений, способствующих развитию необходимых навыков успешной социализации.
- Тренинг как один из метолов создания условий для эффективного самораскрытия каждого участника и самостоятельного поиска оптимальных методов решения своих психологических проблем.
Таким образом, уровень манипулятивного воздействия на участников тренинга во много зависит от установок ведущего и общей цели проводимого тренинга. Разное понимание и восприятие группового социально-психологического тренинга исходит их различных теоретических концепций ведущих тренинговой группы.
Концептуальные направления применения социально-психологического тренинга
В настоящее время выделяют три основных подхода (области) в групповом социально-психологическом тренинге – психодинамический, поведенческий, гуманистический.
Психодинамический подход – к нему в основном относятся транзакционный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.
В основе данного подхода заложено «инсценирование» реальных проблем, которые имеются у участников группового тренинга. В рамках инсценировки, каждый участник исполняет определенную роль. Это помогает понять суть проблемы и найти оптимальные пути ее решения. Результатом данного подхода является достижение участниками эмоциональной разрядки и внутреннего эмоционального очищения.
Поведенческий подход – направлен на выделение неэффективных типов и форм поведения, опробование нового безопасного и действенного поведения, а также взаимодействия с окружающими.
Суть данного подхода заключается в том, что человек через исправление неадекватного поведения, получает знания об иных формах поведения и взаимодействия с людьми. Опробование данных форм происходит непосредственно в рамках группы.
Гуманистический подход – в основе данного метода заложено признание самоценности и уникальности человеческой личности.
Важным в данном тренинге является осознание ценности собственного существования, принятия себя как личности. Каждый участник группы должен понимать, что он как личность несет полную ответственность за свое поведение и свои поступки. Основной формой организации групповой терапии в данном случае является социально-психологический тренинг сензитивности и группы встреч.
Согласно данному направлению проблемы дезадаптации и социализации возникают тогда, когда блокируются потребности высшего уровня, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью "Я". В этом случае целью социально-психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, способствующий личностной интеграции.