История возникновения необихевиоризма
Необихевиоризм - это направление в американской психологической науке, возникшее в 30-е годы 20 века, как способ переосмысления основных идей классического бихевиоризма
Необихевиоризм вырос из классического бихевиоризма и стал ответом на кризис жесткой схемы Дж. Уотсона («стимул -> реакция»). Классические бихевиористы считали, что научение - это приобретение новых форм поведения в условиях повторяющихся стимулов. Однако с расширением экспериментальной базы стало ясно, что характер реакций отнюдь не всегда определяется самим стимулом. Между этими двумя категориями есть некая промежуточная переменная, детерминирующая характер поведенческого ответа.
Эту промежуточную переменную стали называть “операция”, и так возникло течение операционализма в психологии. В итоге схема расширилась, приняв следующий вид: «стимул -> операция -> реакция».
Сам операционализм зародился в среде физиков для определения и упорядочения понятий и конструктов, которыми они пользовались. Однако своим удобством он приглянулся и в психологической науке, положив начало необихевиоризму.
Основные концепции
Основные представители необихевиоризма: Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер, А. Бандура.
Именно Э. Толмен одним из первых предложил идею о том, что поведение человека не так прямолинейно: реакция детерминируется не характером стимула, как это утверждает классический бихевиоризм. Есть некие конструкты, которые опосредуют реакции организма человека на среду. Эти конструкты и есть промежуточные переменные. К ним относятся мотивы, цели, установки, индивидуальная значимость воздействующего стимула. Э. Толмен опроверг два основных закона классического бихевиоризма:
- закон упражнения: Э. Толмен ввел понятие “познавательных карт” - познавательных конструктов, с помощью которых крысы научаются находить выход из лабиринта. Эти эксперименты опровергают идею о том, что поведение - это сумма двигательных навыков, сформированных в результате упрочнения связи между стимулом и ответом.
- закон эффекта: Э. Толмен ввел также и понятие “латентное научение”, которое опровергает идею о том, что реакция угасает без подкрепления. В экспериментах с крысами, Э. Толмен установил, что даже без предъявления пищи животные исследовали лабиринт и обучались.
К. Халл в рамках необихевиоризма также развивал идею о промежуточных переменных, но под ними он считал не когнитивные параметры, а потребности организма (драйв), которые определяют направление энергии организма и соответственно потенциал его реакций. То есть сила потребности определяет и силу реакции организма. Основная детерминанта поведения, по К. Халлу, это снижение значимости потребности, ее редукция. Способом снижения потребности является подкрепление. К. Халл чрезвычайно важным считал элемент подкрепления, который и формирует потенциал реакции: он ввел идею о первичном и вторичном подкреплении, что переосмыслило классическую идею о том, что все условные реакции проистекают из какой-то одной базовой потребности. Так сформировалась идея о том, что потребности могут развиваться и изменяться.
Б. Скиннер в целом отошел от идеи того, что стимул - это исходная точка. По его мнению, научение происходит не вследствие многократного предъявления стимула, а в результате реализации непосредственного поведения, которое поощряется или подвергается наказанию. Б. Скиннер развил концепцию оперантного научения. Таким образом, в концепции Б. Скиннера стимул следует за реакцией, а желательное поведение может возникать спонтанно, главное подкрепить его. Б. Скиннер выделил 3 основных типа поведения: безусловно-рефлекторное, рефлекторное и оперантное. Первые два являются респондентными, то есть отвечают на стимул, а оперантное формируется на основе проб и ошибок.
А. Бандура является основоположником теории социального научения, в рамках которой научение транслируется именно в социальном контексте: люди учатся друг у друга. Сам процесс научения начинается еще в детстве в семейной среде и дальше продолжается в других социальных группах. Основные механизмы научения - это имитация, подражание, моделирование. Все эти механизмы формируются на основе наблюдения: наблюдая человек фиксирует модель поведения, которую вследствие способен воспроизводить. Воспроизводимость определяется социальными реакциями, которые служат механизмами подкрепления или наказания (социальное одобрение или социальное порицание).
В итоге, введенная промежуточная переменная, отражающая когнитивные и мотивационные факторы, открыла путь когнитивным концепциям.
Когнитивный бихевиоризм
Когнитивный бихевиоризм - это ветвь бихевиоризма, получившая свое развитие в результате распространения необихевиоризма, в которой основной акцент делается на познавательных конструктах в формировании поведенческой реакции.
Данное направление является предвестником когнитивной психологии вообще.
Развитию данных концепций способствовал прогресс счетно-вычислительных механизмов, развитие компьютерной техники. Ученые использовали метафору программ, которые заложены в компьютеры, чтобы передать наличие внутренних процессов, опосредующих реакцию относительно стимула.
В качестве промежуточных переменных в рамках данного направления исследователи выделяли два основных конструкта: образ и план: образ - совокупность информации (представления, категории, термины и т.д.), а план - это последовательность и алгоритм действий.
В итоге, человека рассматривается как сложная вычислительная машина, а его поведение - это определенная последовательность движений. Последовательность движений строится на основе плана, который содержит в себе развёртку проб действий на основе образа. Проба - это совокупность поведенческих комплексов, определяющих корректность или некорректность применяемой операции. Таким образом, поведение предполагает обратную связь через результаты проб.