Музыкотерапия — это целенаправленное использование музыки с целью гармонизации психического и эмоционального состояния. В рамках музыкотерапии специалисты используют все виды музыки, включая электронные записи, и самостоятельное освоение музыкальных инструментов.
Формы музыкотерапии
Исследование музыкального культурного наследия способно разносторонне обогатить внутренний мир человека. Оно работает в качестве профилактического, лечебного, обучающего средства. Регулярное прослушивание музыкальных произведений помогает предупредить проявление различных заболеваний, которые может вызвать стресс.
Музыкотерапия включает несколько основных форм:
- индивидуальную (групповую);
- глубокую и поверхностную;
- директивную или не директивную.
Лечение музыкой можно отнести к щадящим способам терапии, которая почти не имеет противопоказаний. Она оказывает положительное воздействие на состояние здоровья, облегчает и ускоряет процесс выздоровления.
Еще в Древней Греции Пифагором впервые было исследовано влияние музыки на психику людей. Мыслитель определил, что прослушивание ритмичной мелодии способствует контролю эмоций, помогает излечивать болезни нервов, сопутствует гармоничному развитию человека. Высокий интерес к музыке можно было заметить и у ученых 12 – 13 вв. Врачевателями мелодии использовались с целью облегчения боли при мигрени, бессоннице и болезнях пищеварительного тракта.
В 19 веке музыкотерапию стали применять с целью лечения заболеваний в психиатрической сфере. В европейских государствах она распространялась после первой мировой войны.
В Германии средство использовали для лечения язвы желудка, а в Швейцарии — туберкулеза. Обезболивающие свойства музыки австрийские акушеры применяли для облегчения родов. Позже музыку в качестве анестезиологического средства стали использовать хирурги и стоматологи.
В 20 веке индустриальное развитие способствовало доступности и повсеместному распространению музыкотерапии. Ее популярность стала расти, а положительные результаты воздействия мелодий на активность физиологических процессов и нормализацию состояния психики дает возможность отграничить музыкотерапию как поле деятельности в рамках официальной науки.
Особенности музыкотерапии
В прямом понимании «музыкотерапия» означает «лечение музыкой». Термин впервые стали использовать в Древней Греции, при этом в современной психотерапии он обладает тем же значением.
Большая часть ученых отнесла музыкотерапию к вспомогательным методам, подготавливающим пациентов к более сложным методам лечения. В соответствии с определениями отдельных практиков музыкотерапия представляет собой способ педагогического влияния, который оптимизирует творческие силы. Это может быть метод лечения некоторых аспектов физиологических и психологических заболеваний, а также устранения симптомов психосоматических заболеваний. В его основе лежит прослушивание музыкальных произведений.
Применение музыкотерапии в качестве метода психологической коррекции, дает возможность помочь человеку с психологическими заболеваниями разной степени тяжести. Игра на музыкальных инструментах способствует избавлению от различных патологий, включая психоневрологические нарушения, нарушения развития воли, СДВГ у детей и взрослых, тревожность и страхи.
Музыка помогает излечить психоневрологические нарушения. Психотерапевтывыделяют 2 типа неврозов: неврастению и истерический невроз. Неврастения проявляется по причине эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, а невроз под воздействием фрустрации. Для лечения первой из них используются инструменты, которые позволяют задавать ритм игре (например, барабан, там-там). Для исключения истерических симптомов в большей степени подойдут спокойные, умиротворяющие практики (например, флейта).
Способность постановки и достижения целей в норме проходит свое становление в дошкольном возрасте, окончательно формируясь в старшем подростковом возрасте. Взрослые люди с нарушением волевых процессов страдают ленью, то есть стремятся отказаться от преодоления трудностей, не умеют определять и достигать цели. Таким образом, пение и музицирование могут помочь создать качества, нужные для развития воли (например, чувство наслаждения своими действиями, расширение круга интересов, уважение к себе).
Учены отметили также, что музыкотерапия помогает вылечить СДВГ у взрослых и детей. Яркое проявление гиперактивности происходит в дошкольном возрасте. У большей части людей интенсивность симптомов становится ниже к 14-летнему возрасту, но иногда может сохраниться во взрослом возрасте.
Учению, запоминанию, возможности работать и выполнять элементарные обязанности мешает импульсивность, неспособность надолго удерживать внимание. Психологическая коррекция с помощью музыки поможет снизить признаки гиперактивного поведения, поощряя целенаправленную активность и снижая бесцельную подвижность.
Музыка позволяет снизить степень тревожности и уменьшить страхи. Непрерывающееся чувство тревоги может помешать испытывать положительные эмоции, заостряя внимание на негативных. Человек эмоционально напряжен, не способен расслабляться и быстро устает. Экспрессивная музыка, которая сопровождается танцевальными движениями, поможет высвободить эмоции, повысить позитивное восприятие, устранить эмоциональный конфликт.
Использование музыки в психологии
В психологии музыкотерапия применяется в основном с целью уменьшения воздействия стресса. Для нормализации психического состояния, психологами рекомендуется ежедневное прослушивание любимых мелодий в течение 10 – 15 минут.
Человек, вслушиваясь в последовательную смену звуков, непроизвольным образом фокусируется на мелодии и отстраняется от внешнего мира. Это способствует тому, что его психика проходит так называемую перезагрузку, избавляясь от воздействия накопленного стресса.
Прослушивание классической музыки рекомендовано людям, имеющим проблемы в общении. Часто подобная боязнь связана с детскими комплексами, а пережитые негативные впечатления навсегда лишают человека способности создавать близкие отношения. В этом случае музыка поможет снять напряжение, которое люди испытывают в попытке начать коммуникацию.