Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инновационные технологии в логопедии

Внедрение инноваций в деятельность логопедов

Определение 1

Инновационные технологии – это новшества в области применения технических средств и технологий в конкретной области деятельности или новые приемы и методы ее организации.

Применение инноваций в логопедической практики является способом повышения качества коррекционной терапии и достижения целей и задач логопедической деятельности. В ходе их внедрения идет ориентация на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы логопедов с детьми разных возрастных категорий и с разными речевыми дефектами.

Все инновации, используемые в логопедической практике, не меняют ее основу, а затрагивают только методическую область логопедического процесса.

Для того, чтобы ввести инновации в работу логопедов требуется постоянное совершенствование их профессионального мастерства, повышение уровня квалификации. Логопеды должны проходить регулярное обучение, а также стремиться к самообучению и саморазвитию. Для этого требуется:

  1. Изучение передового логопедического опыта;
  2. Применение на практике новых методов и приемов логопедической коррекции;
  3. Освоение новых подходов к коррекции различных речевых дефектов;
  4. Разработка собственных методов коррекции речевых нарушений и их практическое обоснование;
  5. Следование правилам и стандартам реализации логопедической практики;
  6. Психологическая и профессиональная готовность к новшествам;
  7. Знание современных информационных технологий и владение компьютерной техникой и программами.

Инновационные технологии, применяемые в современной практике логопедов основываются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Они ориентированы на решение следующих задач:

  1. Формирование осознанного обучения.
  2. Создание условий для интересной и увлекательной логопедической терапии.
  3. Оптимизация коррекционного обучения.
  4. Содействие оздоровлению детей.
«Инновационные технологии в логопедии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Инновационные технологии в логопедии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Инновационные технологии в логопедии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Использование арт-терапии в работе логопеда

Определение 2

Арт-терапия – это инновационная технология, применяемая для коррекции различных физиологических и психологических отклонений, основанная на использовании творчества как метода коррекции.

Использование арт-терапии в логопедической коррекции актуально тем, что она позволяет:

  1. Сделать коррекционные занятия увлекательными;
  2. Расслабляет ребенка;
  3. Помогает в самовыражении и самопознании ребенка;
  4. Способствуют приспособлению ребенка к новым условиям, новым обстоятельствам, новому виду деятельности;
  5. Дать выход эмоциям и переживаниям;
  6. Раскрыть творческий потенциал ребенка.

Арт-терапия является способом логопедической коррекции, основанном на применении музыки, рисования, игровой деятельности и сказок. Ее применение в работе логопеда помогает создать условия для формирования правильного мировосприятия, настроить ощущения ребенка на нужный лад и сформировать у него веру в себя и в свои способности.

Основными разновидностями арт-терапии являются:

  • Музыкотерапия.
  • Изо-терапия.
  • Сказкотерапия.
  • Кинезиотерапия.
  • Куклотерапия.
  • Мнемотехника.
  • Песочная терапия.
  • Аромотерапия.
  • Хромотерапия.
  • Куклотерапия.

Все эти техники ориентированы на раскрытие внутреннего мира ребенка, стабилизацию функционирования его психических процессов, мобилизацию внутренней энергии для борьбы с имеющимся речевым недостатком и формирование позитивного мировосприятия.

Использование музыкотерапии в логопедической практики ориентировано на решение следующих коррекционных задач:

  1. Развитие слухового восприятия;
  2. Стимулирование работы отделов головного мозга, отвечающих за речь;
  3. Установление нормального биоритма;
  4. Формирование ритмичности движений;
  5. Стимулирование речевой функции;
  6. Выработка темпа, ритма речи, постановка правильной интонации, отработка выразительности речи;
  7. Развитие навыков составления слов;
  8. Отработка слоговой структуры слова.

Музыкотерапия используется в качестве вспомогательного метода при проведении логопедической коррекции. Элементы музыки могут сопровождать логопедический массаж или использоваться при выполнении артикуляционной гимнастики. Это помогает расслабить ребенка, снять напряжение и раздражение или, напротив, стимулировать его речевую активность.

Музыкотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Музыкотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Изотерапия применяется в практике логопедов для стимуляции моторных функций организма. Для этого лучше всего подходит рисование пальцами, постановка клякс, рисование по стеклу или рисование различными объектами: листьями, нитками, ватой, пробками.

Сказкотерапия в логопедии ориентирована на устранение барьера к восприятию ребенком окружающего мира. Сказки помогают устранить страхи ребенка, ликвидируют его тревожность и помогают в формировании положительного отношения к окружающему миру. Это помогает ребенка активизировать свою речь для установления взаимодействия с окружающим миром. При коррекционной терапии используются элементы проигрывания сказочных сцен, в которых ребенок, перевоплощаясь в героев сказок, активнее выполняет артикуляционную гимнастику, подражает действиям героев, формулирует собственные высказывания.

Мнемотехника ориентирована на развитие ассоциативного мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти, что помогает в формировании связной речи ребенка. Она основана на выполнении зарисовок какого-то текста или его схематичного представления. Это развивает воображение и ускоряет автоматизацию постановленных звуков.

Использование технологии «Кластер» в логопедической практике

Определение 3

Кластер – технология, основанная на наглядном представлении мыслительных образов.

Она является инновационным приемом в коррекционной логопедической практике. Посредством кластера осуществляется обучение ребенка использованию своих мыслей в речевой деятельности. Дети учатся делать умозаключения и ставить правильные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи различных текстов.

Суть технологии «кластер» состоит в выделении конкретной темы, слова в графическом представлении. Как правило, кластеры составляются из картинок (поскольку, их легче воспринять ребенку) и формируются по конкретным лексическим темам. Из кластеров выстраивается последовательность, структура, которая отображает размышления детей на конкретную тему.

Использование кластеров в логопедической практике, в условиях реализации ФГОС, способствует:

  1. Формированию движений пальцев рук, что активизирует речевые процессы;
  2. Тренировке пальцев, что активизирует работу коры головного мозга, отвечающую за работу органов артикуляции;
  3. Развитию вариативности мышления;
  4. Формированию коммуникативных навыков;
  5. Стимуляции речевого взаимодействия.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot