Особенности деятельности дошкольников с ДЦП
Детский церебральный паралич – это группа хронических непрогрессирующих симптомо-комплексов двигательных нарушений, которые по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, являются вторичными, возникающими в перинатальном возрасте.
Ведущей для дошкольников является игровая деятельность, но у детей с ДЦП все виды деятельности развиваются своеобразно. Причиной этого своеобразия является двигательная патология.
Игровой деятельности предшествует предметная деятельность, но её развитие происходит с большим опозданием, потому что формирование действий с предметами совершенствуется по мере развития общей моторики. Предметные действия у детей с ДЦП в результате сложной структуры двигательного дефекта значительно затруднены, отсюда целостное представление о предмете и окружающем мире у этих детей задерживается.
От того, насколько сформирована зрительно-моторная координация зависит предметная деятельностью ребенка, а ребенок с ДЦП не может следить глазами за движениями и действиями рук. Данные особенности формирования предметной деятельности на развитии игры сказываются довольно негативно. Данное обстоятельство касается не только сюжетно-ролевых, но и всех других видов игр – дидактических, подвижных, музыкальных.
Для развития всех видов деятельности, формирования познавательных психических процессов, нормального развития личности необходимо полноценное освоение всего спектра игр.
Исследования показывают, что среди детей с ДЦП есть группа, имеющая аномалии в развитии поведения, что может быть выражено в повышенной возбудимости, эйфории, импульсивности, подавленности, общей заторможенности. Игровой процесс и предметная деятельность у этой группы детей отсутствует. Спастические параличи не позволяют многим детям играть в сюжетные, ролевые и другие игры.
Исследования показывают, что к 8-10 годам многие из этих детей не играли даже в простейшие игры. В лучшем случае эти дети просто брали игрушку в руки и стучали ею по столу или собственной руке. Подобные действия продолжаются 25-30 минут с любым предметом, при отсутствии какой бы то ни было речи.
Процесс развития игровой деятельности у дошкольников с ДЦП и динамику её развития изучала Н.В. Симонова. Состояние и динамику развития игровой деятельности она оценивала по параметрам – наличие мотива, замысла и сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, планирование, овладение приемами игрового действия, соподчинение действий по ходу игры и их регулирование.
Дети с церебральным параличом
Дети с церебральным параличом имеют нарушения личностного развития, которые связаны со многими факторами. Социальная депривация и неправильное воспитание тоже имеют место быть.
Церебральный паралич у ребенка проявляется замедленностью и несформированностью двигательных навыков, которые необходимы в трудовой и учебной деятельности.
Дети с ДЦП имеют пониженную мотивацию к деятельности, страх передвижения и общения, стремятся к ограничению социальных контактов – причиной этого чаще всего является неправильное воспитание ребенка и реакция на физический дефект. При достаточном интеллектуальном развитии у них отсутствует уверенность в себе и самостоятельность, происходит формирование иждивенческих установок и нежелание к самостоятельной практической деятельности. При сниженном интеллекте у них низкий познавательный интерес, недостаточная критичность, отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.
Специалисты делят всех детей с нарушением двигательной сферы по их отношению к своему дефекту на три группы:
- Первая группа детей относится к наиболее благополучной. Они понимают и трезво оценивают свои силы и возможности, готовы к преодолению трудностей. Для этой группы характерен высокий уровень мотивации, а вместе с целеустремленностью и волевыми качествами они добиваются больших успехов;
- Вторая группа детей имеет подавленное настроение, вера в улучшение своего состояния отсутствует, что, безусловно, затрудняет лечение и психолого-педагогическую работу с ними;
- Третья группа детей к своему заболеванию относится спокойно. У одних в этой группе развиваются качества к определенным достижениям, например, к спорту, что компенсирует физическую недостаточность, у других – избалованность в семье, иждивенчество, для третьих характерно недостаточное развитие личности в целом.
Дети с церебральным параличом ещё совсем недавно обучались в специальных школьных учреждениях. Сегодня дети с некоторыми видами ДЦП, не осложненного умственной отсталостью, имеют возможность обучаться в массовой общеобразовательной школе, а это значит, что, работающие с такими детьми специалисты должны решать важную задачу профилактики и коррекции этих нарушений.
Для того чтобы руководить учебно-воспитательным процессом учителю важно знать закономерности развития личности ребенка с ДЦП. Здесь различаются три основные стороны: процесс созревания нервной системы, особенности психического развития, целенаправленное воспитание.
Полноценная личность, а это доказано психологами, не может формироваться без решающего влияния взрослого человека. Эти три стороны развития личности между собой взаимосвязаны и взаимодействуют.
Мотивационная готовность к школе детей с ДЦП
Данная проблема на сегодняшний день относится к одной из актуальнейших, потому что число детей с ДЦП не сокращается. Наличие мотивационной готовности такого ребенка к школе является условием его успешного учения.
К мотивационной готовности относится положительное отношение к школе, желание учиться и занять позицию школьника.
Воспитание мотивационного компонента готовности к обучению в школе хорошо исследованы и описаны в работах Н.А. Лиман, Г.Г. Петроченко и др.
В силу своего заболевания к началу школьного обучения дети с ДЦП не имеют того запаса знаний об окружающем мире, какой имеют нормально развивающиеся сверстники.
Исследования, проводившиеся с помощью опросника Е.В. Колесниковой «Хочешь ли ты учиться в школе?», «Теста ориентировочной школьной зрелости» Керна-Иерасика, методики М.Н Ильина «определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка», а также методики М.Р. Гинзбурга «Мотивы учения», показали, что большинство детей, развивающихся в норме, имеют высокий уровень мотивационной готовности к обучению в школе. Они имеют высокие интеллектуальные способности, положительное эмоциональное отношение к школе.
Также проведенная методика констатирует, что у 23% детей с ДЦП уровень готовности к школьному обучению тоже высокий. Для них характерны средний интеллектуальный уровень, хорошая мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе. Учебно-познавательные мотивы являются у них доминирующими. Представления о школе, роли учителя и ученика у них достаточно широкое. Они понимают, что учебный процесс требует больших затрат определенных усилий. При ответах на вопросы используют слова из школьной лексики. Такие дети выполняют все требования взрослого, подчиняются общественным правилам поведения, самостоятельны и настойчивы, свою деятельность способны организовать самостоятельно.
Вторая группа детей с ДЦП, а это 55% исследуемых, имеет средний уровень готовности к школе. У них доминирующими мотивами является оценочная и внешняя атрибутика школьной жизни. Представление о деятельности школьника и учителя ограниченное. Эти дети не могут удерживать цель деятельности, правда, она хотя и достигается, но о качестве выполняемой работы ребенок не беспокоится. Он может быть торопливым или медлительным, отвлекаемым, недостаточно внимательным. Требования учителя выполняются после напоминаний и неточно. Самостоятельность, организованность и настойчивость в выполнении заданий небольшая.
Третью группу по готовности к школе, характеризующуюся наличием игровой мотивации, составляет 22% детей с ДЦП. Мотивация со школьной жизнью у них не связана. Их деятельность непродуманна и хаотична, они не умеют самостоятельно ставить перед собой цель, свои эмоции и желания не сдерживают, рационально организовать свою деятельность не умеют.
Готовность ребенка к школе является совокупным результатом действия системы воспитания, которая должна быть направлена на личностное развитие ребенка. Это особенно важно для детей с ДЦП, у которых наблюдается множество отклонений в физическом и психическом развитии, а значит формирование положительной мотивации к школе у этих детей, является очень важным делом.