Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности
Зачастую термин «эмоция» ученые употребляют, когда говорят о различных потребностях живых организмов, а термин «мотивация» используют как синоним слову «потребность», либо отождествляют с понятием «эмоция». Это обстоятельство образует терминологическую путаницу в понятиях.
Возникновение эмоций ученый К. Изард связывает с процессом закрепления взаимной связи между матерью и ребенком.
Условно эмоции разделяют на положительные и отрицательные. Как правило, исследователи отмечают более значимую биологическую роль отрицательных эмоций. Доказательством этого служит тот факт, что ребенок имеет отрицательные эмоции с первых дней жизни, в то время как положительные эмоции возникают позднее. Отрицательные эмоции являются своеобразным сигналом тревоги, который должен подаваться пока опасность не устранена. Положительные эмоции представляют собой обратную реакцию организма на благополучие.
Такие отрицательные эмоции как страх, гнев, ярость в значительной степени могут повысить интенсивность обмена веществ в организме, улучшают питание мозга и сопротивляемость организма к негативным факторам, таким как стресс, перегрузки, инфекции и болезни.
Если организм испытывает отрицательные эмоции умеренной степени интенсивности, то они способны оказывать положительное влияние на его жизнедеятельность. Подтверждением этого служат опыты ученого В.В. Фролькиса на крысах. Он подвергал группу животных стрессу средней степени интенсивности (пугал их, брал на руки и т.д.). В итоге данная группа показала наилучший результат по продолжительности жизни.
Влияние эмоций на мыслительную деятельность человека
Исследования влияния эмоций на мыслительную деятельность человека представляют собой значимое в психологии направление.
Главной функцией эмоций является участие в регуляции поведения человека и животного. При этом желания также являются разновидностью эмоций. Возможно это связанно с тем, что человеку сложно понять истинные причины своего поведения, однако, такой фактор как эмоция явно переживается и зачастую служит основой для принятия решения.
Эмоции могут указать на определенные предметы и действия с ними, способствующих удовлетворению потребности, что приводит принятию решения. Зачастую достижение желаемого не может быть обеспечено информацией, которая нужна для принятия решения.
В настоящее время имеются результаты исследований о влиянии эмоций на уровень развития интеллекта у дошкольников. Установлено, что дошкольники, у которых преобладали положительные эмоции, показывали наилучший результат по сравнению с дошкольниками, у которых преобладали отрицательные эмоции. Однако, следует учесть тот факт, что преобладание отрицательных эмоций и средний результат по тесту на определение уровня интеллекта наблюдался у детей с эмоциональными отклонениями. Вопрос о дошкольниках, которые имели нормальное развитие эмоционального аспекта, на данный момент остается открытым.
Стоит отметить, что положительные эмоции имеют важное значение в таких сферах как игра, художественное творчество, искусство, теоретические познания. Здесь существует два мнения. Согласно одному из взглядов побуждающее влияние отрицательных эмоций на эти сферы чрезвычайно мало. Однако, очевидно, что люди воспринимают искусство не только из-за положительных эмоций, так как они испытывают грусть и печаль при просмотре спектакля или кино.
Эмоции имеют важное значение на всех этапах мотивационного процесса: при оценке внешнего раздражителя, при возникновении новой потребности и оценке ее необходимости, о возможности ее реализации, а также выборе цели.
Особую роль играет соревновательный мотив, так как он усиливает эмоциональные переживания субъекта, которые влияют на его энергетику и волевые усилия.
Влияние мотивации на мыслительную деятельность человека
Мотивация представляет собой стимул активности человека или животного.
В дело ее изучения необходимо отметить вклад двух ученых Йеркса и Додсона. С помощью опытных методов они доказали, что сильная стимуляция может привести к замедлению скорости научения. В их опыте предполагалось наличие трех уровней мотивации – ударов электрическим током различной степени интенсивности. Это являлось наказанием за ошибку. Результаты исследований указывают на наличие оптимума мотивации, при котором научение происходит максимально быстро.
Также была установлена зависимость оптимума мотивации от трудности задачи. Чем сложнее задача, тем оптимум мотивации ближе к пороговому значению. Таким образом, при решении трудной задачи необходима слабая мотивация, а при решении легкой – сильная.
Установленные закономерности имеют название закона Йеркса-Додсона. Данный закон оказал значительное влияние на развитие зарубежной и отечественной психологии. Во многом он имеет сходства с законом оптимума-пессиума, который был предложен Н.Е. Введенским.
В своих работах Н.Е. Введенский отмечал, что наибольшая эффективность мыслительной деятельности будет при соблюдении меры и ритма работы. При этом оптимум для каждого человека индивидуален. Возникающие порывы в работе оказывают негативное влияние на продуктивность.
Главным недостатком закона Йеркса-Додсона и закона оптимума-пессиума Н.Е. Введенского является то, что он отражает силу внешних раздражителей, а не силу внутренних побуждений субъекта. Также нет подтверждений, что данные законы применимы именно для мотивации, так как на эффективность научения могли влиять страх и тревожность перед получением наказания.
Изучение мотивации является сложным направлением в психологии, так как не существует прямого метода измерения мотивации, о ее силе можно судить только косвенно.
В процессе жизнедеятельности человека можно выделить определенные факторы, которые снижают мотивацию. Например, при монотонности жизни, психическом пресыщении, стрессе желания выполнять работу нет. Особенно сильно на мотивационный потенциал влияет депрессия и «эмоциональное выгорание».