Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь эмоциональной сферы личности и типа мышления

Все предметы / Психология / Взаимосвязь эмоциональной сферы личности и типа мышления

Понятие и сущность эмоций и эмоциональной сферы личности

Определение 1

Эмоции – это незапланированная реакция нервной системы и психики человека, на происходящие внешние и внутренние процессы, представляющая собой часть человеческой природы.

Определение 2

Эмоциональная сфера – это характеристика эмоционального реагирования человека на события, явления, поступки других людей и т.д.

Эмоциональная сфера человека определяет эмоциональность личности. По своей природе, испытываемые человеком эмоции могут быть различного спектра, «от положительных до отрицательных», «от моральных до аморальных», «от добрых до злых» и т.д. Спектр испытываемых человеком эмоций во многом зависит от окружающей конкретной ситуации, в результате которой они и были порождены.

Эмоции представляют собой следствие мышления. Позитивное мышление вызывает у человека позитивные эмоции, негативное мышление – негативные эмоции. Причины возникновения позитивного или негативного мышления во многом связаны с наличием у человека жизненного опыта.

Отношение у людей к эмоциям принято подразделять на два типа:

  1. Конструктивное отношение – это полное осознание собственных эмоций, что позволяет адекватно и понятно для окружающих выражать их внешне.
  2. Деструктивное отношение – человек понимает свои эмоции, но не способен ими управлять должным образом, в результате чего эмоции управляют его поведением и поступками.

Вне зависимости от отношения человека к эмоциям они имеют внешнее выражение, сознательно или бессознательно. Обусловлено это тем, что эмоции представляют собой «энергию», которой необходим выход.

Понятие и сущность мышления

Определение 3

Мышление – это процесс моделирования систематических отношений в окружающем человека мире, на основе его безусловных положений.

Готовые работы на аналогичную тему

Начало возникновения процесса мышления и его окончание представляет собой особый вид ориентировочной деятельности, целью которой является оказание помощи индивиду в понимании окружающего мира, обеспечении удовлетворения его потребностей и опознание ценностей, необходимых человеку.

В настоящее время существует множество концепций, которые по-своему классифицируют виды и типы мышления. Общепризнанной является следующая классификация, подразделяющая мышление на такие виды как:

  • теоретическое мышление;
  • понятийное мышление;
  • образное мышление;
  • практическое мышление;
  • наглядно-образное мышление;
  • наглядно-действенное мышление.

Основными формами мышления являются:

  1. Понятие – отображает в мышлении единство всех существенных связей, свойств и отношений между явлениями предметами.
  2. Суждение – высказывание, утверждение или отрицание определенных отношений между явлениями или предметами. Суждение может быть: существенное, истинное, ложное, ошибочное, предположительное и т.д.
  3. Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет индивиду сделать новый вывод из имеющихся суждений. Выделяют следующие виды умозаключений: индукция, дедукция, анализ и т.д.

Взаимосвязь эмоций и мышления

Исследованием взаимосвязи мышления и эмоций (эмоциональной сферы) занимались многие отечественные психологи (А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, И.А. Васильев, В.Е. Клочко и многие другие). При соотношении мышления и эмоций было выделено и описано два основных подхода:

1.Функциональный подход – в соответствии с данным подходом человеком управляют либо его эмоции и эмоциональные состояния, либо разум, который берет над ними верх. Одним из наиболее ярких представителей данного похода является американский психолог Г. Гарднер, который описывал наличие у человека интераличностного интеллекта способного успешно решать вопросы самоуправления. Именно благодаря данному интеллекту человек управляет своими эмоциями и чувствами, осознает и анализирует их, а также использует в ходе своей жизнедеятельности.

  1. Системно-деятельностный подход – подразумевает, что регуляция эмоций осуществляется посредством мышления в рамках осуществления определенного вида деятельности. Важным является то, что возникновение деятельности должно происходить на основании внешней или внутренней мотивации.

В настоящее время актуальным является системно-деятельностный подход, в рамках которого сформировалась смысловая теория мышления.

В смысловой теории мышления возникли и успешно развиваются следующие исследовательские работы в области эмоциональной регуляции мышления:

  1. Исследования направленные на выявление условий возникновения и функционирование эмоций в рамках мыслительной деятельности. Особое внимание уделяется интеллектуальным эмоциям. Обусловлено это тем, что по мнению ученых именно они выступают в качестве внутренних сигналов от актуализированной познавательной потребности индивида. В исследованиях показывается тесная взаимосвязь между интеллектуальными эмоциями и мыслительными процессами разного уровня.

  2. Исследования, направленные на выявление роли эмоций в процесса целеобразования. Так, данные исследования показывают, что первая реакция человека на познавательное противоречие именно эмоциональная. На ее основании уже в дальнейшем выстраивается и развивается поисковая познавательная потребность, инициирующая целеобразование.

  3. Исследования, направленные на изучение мотивационно-эмоциональной регуляции мышления. В частности, изучена эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации - внешней и внутренней. Показано, что существуют разные типы эмоциональной регуляции, характеризующиеся разным местом и ролью эмоций в системе регуляции мыслительной деятельности.

Таким образом, на пути к исследованиям проблем эмоций и мышления с самого начала встает принципиальной важности вопрос о том, какая фактическая ценность скрывается за признаваемой ценностью переживаний, за человеческим влечением к некоторым из них.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис