Мейман Эрнст, немецкий педагог и психолог. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ">
Мейман Эрнст (29.08.1862 - 26.04.1915), немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики
Биография
Э. Мейман родился в 1862 году. Образование получил в нескольких университетах (в Тюбингене, Берлине, Бонне).
В 1983 году в Лейпциге был принят на работу к В. Вундту в качестве ассистента.
В 1897 году получил учёную степень и в качестве профессора начал преподавать психологию и философию в высших учебных заведениях Цюриха, Кенигсберга, Лейпцига, Гамбурга и др. городах.
В 1903 году основал журнал «Архив общей психологии», а в 1905 году – «Журнал экспериментальной педагогики».
Дальнейшее исследование в области экспериментальной психологии и педагогики позволило Э. Мейману основать Гамбургский Институт экспериментальной педагогики, в котором он работал практически до самой смерти.
Умер в 1915 году.
Вклад в науку
Э. Мейман внёс значительный вклад в разработку различных аспектов экспериментальной педагогики и психологии.
Основными методами, используемыми при проведении исследований Э. Мейманом, были эксперимент, а также систематически и целенаправленно организованное наблюдение за ребёнком, кроме того, широкое применение в работах Э. Меймана находил анализ детского творчества.
В качестве основной цели экспериментальной педагогики называл использование различных дидактических приёмов в изучении, направленном на общие закономерности и индивидуальные особенности физических и духовных сил ребёнка. Таким образом, целью экспериментальной педагогики является предоставление для общей педагогики эмпирического основания. В связи с этим эмпирическими исследованиями необходимо охватить:
- объекты, подлежащие воспитанию (дети дошкольного и младшего школьного возраста, подростки, юноши);
- основные закономерности и специфические особенности физического и духовного развития;
- возрастную этапность развития;
- специфику психологических и физиологических особенностей организации учебной работы в школе (рассмотрение техники заучивания, приёмов обучения и т.д.);
- специфику применения в процессе обучения дидактических приёмов и анализ их успешности.
В современной педагогике и психологии находят применение приёмы заучивания, разработанные Э. Мейманом, кроме того, используются методические рекомендации по методике обучения детей рисованию.
В исследованиях Э. Меймана значительное место уделено рассмотрению прикладных аспектов детской психологии, в качестве главной задачи выделяется методологическая разработка обучения детей.
Многолетние исследования Э. Меймана были отражены в трёхтомном труде, который получил название «Лекции по экспериментальной педагогике» и был издан в 1907 году. Фундаментальный труд по экспериментальной психологии включал не только накопленные в педагогической науке к этому времени идеи, но и описание совершенно новых подходов, направленных на понимание познавательного развития ребёнка. Исходя из ассоцианистического подхода, предложенного Селли и теории рекапитуляции Холла, Э. Мейман предлагает собственную периодизацию возрастного развития, в которой в качестве критерия выделены этапы интеллектуального развития ребёнка.
Э. Мейманом была организована экспериментальная школа, которая функционировала при университете Гамбурга. На протяжении двадцати лет там апробировались программы, которые были построены с учётом периодизации возрастного развития детей. Кроме того, проводились исследования по использованию в практической деятельности различных способов отбора детей в классы, основанные на результатах диагностического исследования. Экспериментальному изучению подверглись разные критерии отбора – в зависимости от уровня интеллекта, от интересов и склонностей детей, от стиля общения с педагогом. Таким образом, именно Э. Мейманом впервые было рассмотрено взаимодействие педагога и учащихся, а также реакция школьников на использование разных стилей общения.
Основные труды
Разносторонние интересы Э. Меймана, затрагивающие разные стороны психологии и педагогики, отражены в основных его трудах:
- Введение в современную эстетику (1909),
- Экономия и техника памяти (1913),
- Лекции по экспериментальной педагогике (три тома),
- Очерк экспериментальной педагогики (1922).