Развитие психологии как науки сопровождается постоянными поисками путей усовершенствования, модернизации, обновления методического исследовательского инструментария. Одним из инновационных методов изучения личности выступает проективный.
Как инструмент изучения личности проективный метод возник под влиянием классического анализа, холистической психологии. Наследование положениям холистической психологии прослеживается в понимании личности как уникальной, целостной системы, соответственно, ее изучение должно исключать сравнение субъективного мира со «средней личностью», усредненными показателями. Под влиянием психоанализа возникли такие базовые категории проективного метода как «бессознательное», «защитный механизм», «принцип проекции» и пр.
Сущность проективного метода
Проективные методики направлены на диагностику причин бессознательных влечений, дезадпатации личности, конфликтов и механизмов, способов их разрешения.
Главным условием разработки проективной методики выступает неопределенность тестовой ситуации, что способствует снятию давления объективной реальности, позволяет личности реализовать не конвенциональные, а индивидуальные поведенческие паттерны. Процесс взаимодействия личности испытуемого с малоструктурированным стимульным материалом исследования носит проективный характер извлечения бессознательных инстинктов, влечений, конфликтов и пр.
Взаимодействие личности с социальным окружением в рамках проектного метода интерпретируется как процесс структурирования жизненного пространства индивидуума с целью создания личного мира. Соответственно, проективный эксперимент должен быть направлен на моделирование жизненного пространства, в котором испытуемый получает полную свободу в выборе элементов и способов конструирования личностного пространства.
Общая характеристика проективных методик
Проективные методики используются для диагностики отдельных свойств личности, ее интеллектуальных особенностей. Они существенно отличаются от стандартизированных методов психологии, характеризуются рядом уникальных особенностей, включая следующие:
- особенности стимульного материала, его малоструктурированность, неопределенность, неоднозначность;
- особенности поставленных перед респондентами задач;
- особенности обработки и интерпретации полученных результатов.
Достоинства и недостатки проективных методик
Низкая степень структурирования стимульного материала допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, позволяет реализовать тестирование в замаскированном виде, когда респондент не догадывается о том, что именно является предметом интерпретации, что обеспечивает реализацию качественного, а не количественного подхода к исследованию личности. Кроме того, проективные методики менее подвержены фальсификации, чем опросники, которые строятся на сведениях об индивидууме.
Главным недостатком проективных методик выступает проблема их стандартизации, отсутствие математического аппарата для объективной обработки и интерпретации полученных данных, адекватных методов их надежности, придания им валидности.
Классификация проективных методик
На сегодняшний день в рамках психологической науки отсутствует единый подход к классификации проективных методик. Одной из наиболее распространённых типологий может выступать следующая:
- Методики дополнения;
- Методики интерпретации;
- Методики структурирования;
- Методики изучения экспрессии (анализ особенностей коммуникативного поведения, почерка и пр.);
- Методики изучения результатов творчества.
Таким образом, проективные методики являются инновационным инструментом изучения личности, позволяя реализовать качественный, а не количественный подход. Вместе с тем, выступая относительно новыми инструментами, многие проективные методики не имеют математического аппарата обработки и интерпретации результатов исследования, что обуславливает необходимость сочетания проективного метода с методами количественных подходов.