Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проективная методика Дерево: интерпретация

История развития проективной методики «Дерево»

Определение 1

«Дерево – это особая разновидность тестирования, представляющая собой проективную методику определения направления личностного развития ребенка».

Дерево представляет собой графическую методику. Она появилась в практике применения психологической науки в 19-ом столетии. Ее создание связано с именем Э. Жюккерта, который начал применять рисунок дерева для выявления специфических свойств личности, отождествляющих ее индивидуальность. Рисунок дерева, по мнению ученого, выступает отражением жизненных проблем человека.

Впоследствии развитие методики продолжил Ж. Шлибе. В 1934 году он проводил эксперименты с большим количеством участников, каждый из которых рисовал деревья с разными характеристиками:

  • Обыкновенное дерево;
  • Мертвое дерево;
  • Замерзшее дерево;
  • Счастливое древо;
  • Грустное дерево;
  • Испуганное дерево;
  • Умирающее дерево.

Эксперименты проводились для возрастной категории учащихся от четырех до восемнадцати лет.

По итогам проведенного эксперимента, были выявлены отличия в изображении деревьев разных характеристик. При этом общие тенденции изображения каждого дерева прослеживались в рисунках большинства участников эксперимента. Например, замершее дерево чаще всего изображалось маленького размера, а мертвое было изображено в лежачем положении. Счастливое дерево было нарисовано большим, объемным, с шикарной кроной.

Исследование личностных характеристик учащихся, посредством применения тестирования «дерево» предполагало проявление определенных качеств в рисунке каждого дерева. Например, обыкновенное дерево свидетельствовало о проявление особых свойств личности, характеризующих ее отличия от остальных. Изображение дерева выступало в качестве замерзшего жеста, характеризующее развитие моторики ребенка, исходя из его возрастных способностей и возможностей рисования ребенка. Кроме того, специфика изображения дерева отражает эмоциональные свойства и чувственную сторону личности.

«Проективная методика Дерево: интерпретация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Применение теста «дерево» постепенно развивалось, изменялся алгоритм проведения исследования. Так, ученым П. Бура было введено рисование дерева в иной последовательности: нарисовать определенное дерево, повторить рисунок, затем нарисовать лес или чащу, где это дерево растет, а затем сопоставить себя с конкретным деревом и изобразить как оно при этом будет выглядеть. Каждое изображение отражало определенные характеристики личности:

  1. Первое дерево свидетельствовало об отношении учащегося к психологу.
  2. Второе дерево говорило об отношении ребенка к собственной личности.
  3. Рисунок леса отражал связь с другими людьми и социумом.
  4. Последнее изображение характеризовало личностную идентификацию.

В 1949 году, К. Кохом была разработана методика рисования трех деревьев. Им предполагалось тестируемому нарисовать три дерева, с целью определения устойчивости признаков.

Методика Коха характеризуется проведением масштабного анализа психологических характеристик личности. Проведение анализа базируется на сравнении и объединении параметров и свойств рисунка. Трактовка результатов проведенного тестирования происходила на основе символизации рисунка дерева и его отдельных частей, элементов, детальных признаков.

Аналитическая часть тестирования по методике К. Коха проходила, посредством выполнения следующих стадий:

  1. Изображение кроны – отражение реального поведения личности, ее действий и поступков.
  2. Изображение левой стороны кроны – отражение поступков, побуждаемых эмоциональной сферой личности.
  3. Изображение правой стороны кроны – отражение поступков, побуждаемых рациональной сферой личности.
  4. Изображение ствола – характеризует сферу бессознательного поведения личности.

Типы интерпретации теста «Дерево»

Замечание 1

Методика тестирования «Дерево» ориентирована на диагностирование психологического развития личности детей различных возрастных категорий.

При этом, показатели проведенного тестирования отличаются своей эффективностью в зависимости от возраста учащегося. Наиболее близкими и верными являются результаты теста, проведенного с детьми раннего возраста. Тестирование подростков уже носит менее приближенный к реальности характер. Это связано с усвоением подростками социальных стереотипов поведения.

Тестирование применяется для исследования, как отдельной личности и ее признаков, так и детского коллектива.

Замечание 2

Его преимущества заключаются в том, что для проведения теста требуется минимальное количество ресурсов: стандартный лист обычной бумаги белого цвета и не остро заточенный простой карандаш. В некоторых случаях применяются цветные карандаши.

Проведение мониторинга результатов тестирования проходит на разных уровнях. Экспериментатор обладает свободой выбора типа интерпретации рисунка.

Выделяют следующие типы интерпретации рисунка дерево:

  1. «Ель» - изображение может быть представлено в самых различных видах: схематично или художественно, с прорисовкой веток или без, выполнении акцента на иголках или их отсутствии. Изображение ели свидетельствует о преобладании лидерских качеств личности, наличии организаторских способностей, проявлении активности в творческих направлениях деятельности.
  2. «Синтетическое дерево» - изображение такого дерева характеризуется бездетальностью т.е. дерево изображается схематично в виде голого ствола и кроны. Изображение такого дерева характеризует склонность личности к философии.
  3. «Педантичное дерево» - характеризуется тщательной, детальной прорисовкой дерева, имеющего множество деталей. Такое дерево характеризует педантичного и аккуратного человека, склонного к аналитической деятельности.
  4. «Зимнее дерево» - характеризуется изображением дерева в виде ствола и отходящих от него веток. Оно отождествляет непосредственность личности, ее творческую направленность.
  5. «Пальма» - характеризует нестандартную личность, склонную к экзотическому поведению в различных направлениях деятельности, романтизму.
  6. «Пикническое дерево» - изображается с достаточно объемной и пышной кроной, отражая наличие развитой интуиции личности.
  7. «Характерное дерево» - характеризуется большими габаритами, необычностью и даже вычурностью, а также нестандартными дополнительными деталями: растущими плодами, экзотическими цветами. Такое дерево отражает необычность развитости личности, ее оригинальность в рассуждениях и взглядах, самобытную индивидуальность.
  8. «Пейзажное дерево» - предполагает прорисовку не просто одного дерева, а целой сюжетной линии. Оно отождествляет личность, склонную к творческой сценической деятельности, участии в театральных постановках, написанию сценариев.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot