Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Тест ДДЧ (Дом. Дерево. Человек)

Все предметы / Психология / Тест ДДЧ (Дом. Дерево. Человек)

Тест «Дом. Дерево. Человек»

Определение 1

Тест ДДЧ - это наиболее известная проективная методика исследования личности, разработанная в 1948 г Дж. Буком.

Использовать эту методику можно не только для тестирования детей, но и взрослых, возможно также и групповое обследование.

Тест «Дом. Дерево. Человек». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Тест «Дом. Дерево. Человек». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Суть данного теста состоит в том, что обследуемого просят нарисовать дом, дерево и человека в единой композиции на одном листе бумаги.

При интерпретации рисунка учитывают порядок выполнения изображений дома, дерева и человека. Если обследуемый сначала нарисовал дерево, то это означает, что жизненная энергия для него является основной. Когда первым рисуется дом, то на первом месте стоит безопасность или наоборот, пренебрежение этим понятием.

Перед началом тестирования обследуемым дается разъяснение, что:

  • рисовать можно так, как хочется,
  • допустимо использовать ластик для удаления лишних деталей,
  • можно некоторое время обдумывать композицию рисунка.

В ходе проведения теста необходимо записывать все аспекты и нюансы действий подопытных, начиная с момента получения инструкции и до завершения рисунка. Много полезной информации об испытуемом могут дать и те комментарии, которыми он сопровождает свой рисунок, причем на первый взгляд они могут не соответствовать изображаемым объектам. Во время рисования испытуемый может выражать сильные эмоции, которые тоже должны быть отражены в записях исследователя. После завершения невербальной фазы теста исследователь предлагает охарактеризовать, описать, проинтерпретировать нарисованное, высказать свои ассоциации.

Готовые работы на аналогичную тему

Далее исследователь предлагает пост-рисуночный тест, состоящий из 64 вопросов. Чтобы избежать формализованных ответов со стороны испытуемого пост-рисуночный опрос имеет «спиралеобразную структуру» -на смену прямым и конкретным вопросам приходят более косвенные и абстрактные. Поскольку пост-рисуночный опрос не относится к жестко ограниченным процедурам, то исследователь всегда может продолжить его в нужном ему русле.

Исследователю важно определить, какое значение для испытуемого имеют стимульные слова «Дом», «Дерево», «Человек».

Интерпретация результатов теста «Дом»

При интерпретации дома учитываются все детали рисунка, а именно: какой дом изображен на рисунке – старый или новый, где он изображен – вдалеке или вблизи, если есть на окнах ставни, то открыты они или закрыты, есть ли ступеньки, ведущие в дом.

Большое значение имеют стены дома – необычно расположенная задняя стена означает попытку самоконтроля, а ярче нарисованная задняя стена – это стремление сохранить контакт с реальностью.

Отсутствие двери в дом, говорит о трудностях субъекта при стремлении раскрыться, особенно в кругу семьи. Несколько дверей говорят об отрешенности, а открытые двери являются первым признаком откровенности.

Маленькие двери свидетельствуют о нежелании субъекта впускать в свое «Я». Большой замок на дверях показывает враждебность, скрытность. Что касается окон, то сильно открытые окна говорят о какой-то развязности и прямолинейности субъекта, много окон – готовность к контактам, занавешенные окна показывают озабоченность взаимодействием со средой.

При изображении крыши учитывается контур краев, какие они слабые или сильно очерченные. Дом без трубы – человеку не хватает психологической теплоты дома. Наличие трубы интерпретируется по её расположению относительно крыши, криво или прямо она изображена, ярко или чуть заметно.

Дополнением к дому могут быть изображены деревья, как бы загораживающие сам дом. В этом случае имеет место сильная зависимость от родителей.

Кусты, окружающие дом, могут говорить о желании оградить себя защитным барьером. Изображенное Солнце является символом авторитетной фигуры и воспринимается как источник силы и тепла.

Замечание 1

Цветовая гамма, используемая при рисовании, тоже дает информацию о субъекте.

Сам рисунок может быть изображен в разных частях листа. Если рисунок изображен над центром листа, то вероятно, что субъект чувствует недостижимость цели, помимо того, он склонен держаться в стороне от людей. Расположение рисунка точно в центре листа показывает незащищенность и прямолинейность, потребность в заботливом контроле. Рисунок ниже центра говорит о том, что субъект пребывает в депрессивном настроении. Рисунок в левой стороне листа указывает на импульсивность индивида, его акцентирование на прошлом. Рисунок в правой половине листа показывает склонность к поискам наслаждений в интеллектуальной сфере.

Кроме этого рисунок может выходить за края листа, что тоже имеет свою интерпретацию.

Прямые контуры рисунка говорят о ригидности, а эскизный контур, применяемый постоянно, в лучшем случае свидетельствует о мелочности, а в худшем случае является показателем неспособности к четкой позиции.

Интерпретация результатов тестов «Дерево» и «Человек»

По К. Коху – дерево является символом стоящего человека. Корни дерева обозначают коллектив, бессознательное, его ствол – это инстинкты, примитивные стадии, импульсы, а ветви – пассивность или противостояние жизни. Постоянным ядром при интерпретации дерева являются корни, ствол, ветви и элементы украшения дерева – листья, плоды, возможный пейзаж.

Интерпретация Коха в основном направлена на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. Хотя специалисты отмечают некоторые противоречия в его интерпретации и использование понятий трудно конкретизируемых. Например, «округленная крона дерева» интерпретируется как недостаток энергии, клевание носом и тут же указывается, что это «дар наблюдательности», «сильное воображение» и «недостаточная концентрация», но чего, К. Кох не говорит. При толковании признаков он употребляет чрезмерное количество обыденных определений – например, «пустота», «высокопарность», «жеманство», «чопорность», «фальшивость» и тут же – «дар конструктивности», «техническая одаренность», «способность к систематике» и др.

При интерпретации корней внимание исследователя обращается на величину корней – больше они или меньше ствола, обозначены они одной чертой или в виде двух линий, что является способностью к рассудительности. Различная форма корней может быть связана с желанием подавлять. Направление корней на рисунке влево и вправо, симметрично относительно ствола, что является стремлением жить с внешним миром в согласии.

Листовая пластинка может иметь разную форму – листья из кривых линий говорят об открытом принятии окружающего, листья-сетки – о ловкости в избегании проблемных ситуаций. Заштрихованный ствол свидетельствует о внутренней тревоге и подозрительности, а нарисованный одной линией – об отказе смотреть на вещи реально.

Что касается рисунка человека, то здесь важна, прежде всего, голова – сфера интеллекта. Большая голова говорит о значении мышления, маленькая голова – показывает переживание интеллектуальной неадекватности.

Шея символизирует связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (тело). Крупная шея говорит об осознании телесных импульсов, а длинная и тонкая – о торможении и регрессии. Короткая и толстая шея – показатель уступок своим слабостям и желаниям.

Ширина и покатость плеч показывают в первом случае сильные телесные импульсы, а во втором – уныние, отчаяние, чувство вины.

Туловище является символом мужественности, если оно на рисунке угловатое или квадратное. Ненормально маленькое туловище свидетельствует о чувстве унижения.

Лицо, глаза, уши, рот, нос – показатели сенсорного контакта с действительностью. Подчеркнутый подбородок говорит о потребности в доминировании.

Маленькие уши интерпретируются, как стремление заглушать критику, закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Женственность означают полные губы на лице мужчины. Широкий нос с горбинкой говорит о презрительной установке, а редкие и короткие брови показывают изощренность и презрение.

Что касается волос, то сильная их заштрихованность – это тревога, связанная с воображением или мышлением. Незакрашенные и незаштрихованные волосы говорят о враждебных чувствах субъекта.

Свою интерпретацию также имеют руки, пальцы, ноги и одежда, которую изобразил на своем рисунке испытуемый.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис