Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Исследование личности на материале проективной методики «дом, дерево, человек»

Все предметы / Психология / Исследование личности на материале проективной методики «дом, дерево, человек»
Определение 1

Проективные методики — это специальные инструменты психологического исследования, направленные на определение различных проекций.

Особенности проективных методик

Категория «проекция» для обозначения метода исследования была введена Л. Франком. Для проективного метода характерно создание экспериментальной ситуации, которая допускает большое число возможных интерпретаций в процессе ее восприятия испытуемым лицом.

Наиболее существенный признак проективной методики — это использование неопределенных стимулов. Их человек должен сам дополнить, интерпретировать или развить. Так, испытуемому может быть предложено интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить незаконченное предложение, дать толкование неопределенному очертанию и т. д.

В данной группе методик ответы на задания не могут считаться правильными или неправильными, поэтому возможен обширный диапазон разных решений. При этом техника предполагает, что характер ответов обследуемых лиц определяется особенностям личности, которые «проецируются» в ответах.

Особенность проективных методик исследования личности состоит в том, что они минимизируют возможность испытуемых давать такие ответы, которые позволят им произвести желательное впечатление. За каждой интерпретацией скрывается уникальная совокупность личностных смыслов и аспектов когнитивного стиля.

Проективные методики, которые часто называются проективные тесты, могут быть следующих видов:

  • Ассоциативные методики (тесты Хольцмана, Роршаха), работая с которыми необходимо создавать образы по предлагаемому стимулу (например, по пятнам);
  • Тест завершения неоконченных предложений;
  • Интерпретационные методики (например, тематический апперцепционный тест), в которых необходимо дать толкование определенной ситуации;
  • Экспрессивные методики (тест рисунка).

Готовые работы на аналогичную тему

Проективная методика «Дом, Дерево, Человек»

Проективная методика «Дом, Дерево, Человек» называется рисуночным тестом. Ее предложил Дж. Бук в 1948 году. Она предназначен для оценки личности испытуемого, включая его уровень развития, работоспособность и интеграцию. Метод помогает получить информацию, касающуюся области взаимоотношений с окружающим миром в целом и с отдельными людьми в частности. Этот тест представляет собой одну из самых известных проективных методик.

Тест можно использовать для исследования личности взрослых людей и детей. Исследование может осуществляться индивидуально и в группах, тем не менее, предпочтение отдается индивидуальному тестированию, поскольку оно предполагает большие возможности для наблюдения.

В тесте «Дом, Дерево, Человек (ДДЧ)» испытуемому предлагается на белом листе нарисовать дом. Это нужно сделать настолько хорошо, насколько он сможет. Человек может нарисовать дом любого типа, который ему захочется. Стирать нарисованное можно сколько угодно раз, это не будет отражаться на оценке. Рисунок можно обдумывать столько времени, сколько на это понадобиться человеку. Далее предлагается как можно лучше нарисовать дерево и человека.

Расшифровка теста

При расшифровке теста каждый объект (дом, дерево и человек), который нарисован отдельно или в композиции, необходимо анализировать с целью составления психологического портрета испытуемого. Это связано с тем, что каждый испытуемый будет изображать его с некоторыми особенностями, которые имеют для него по какой-либо причине большое значение. Данные особенности обладают реальной подоплекой, которая отличается от того, что могут говорить об этом сами испытуемые.

Специалисту в первую очередь нужно обратить внимание на детали. В этом тесте важно их значение в рамках способности оперировать ими и приспосабливаться к конкретным жизненным условиям. Важно отметить степень заинтересованности человека и несколько моментов (например, степень реализма, с которой происходит восприятие; относительная значимость, которую человек придает деталям и способность их соединения в одно целое).

В качестве особого способа интерпретации может выступать порядок, в котором выполнен рисунок дома, дерева и человека. Если первым испытуемый начал рисовать дерево, значит, основой для него является жизненная энергия. Если первым изображается дом, то на первом месте у человека находится безопасность, успех или, напротив, пренебрежение ими.

Следует обращать на следующие особенности рисунка дома:

  • Выражение отношения к самому себе (например, старый и развалившийся дом);
  • Наличие чувства отверженности (дом изображен вдали);
  • Открытость и теплота (дом изображен вблизи);
  • Наличие серьезного конфликта (изображение дома как проекции сверху);
  • Наличие агрессии против хозяина дома или бунт против культурных и искусственных стандартов (изображение множества построек около дома);
  • Приспособление к интерперсональным отношениям (закрытые ставни) и др.

Если задняя стена дома расположена необычно, то для человека присущи сознательные попытки самоконтроля. Когда контур задней стенки существенно ярче, чем другие детали, то говорят о том, что человек стремится к сохранению контакта с реальностью. При отсутствии основы стены предполагается наличие слабого контакта с реальностью (в случае, когда расположение рисунка снизу).

Отсутствие дверей говорит о том, что субъект испытывает сложности в стремлении раскрыться перед окружающими (особенно домашними) людьми. Двери (одни или несколько), включая задние или боковые, означают отступление, отрешенность и избегание. Когда человек рисует открытые двери, то это является первым признаком откровенности и достижимости.

Крыша отвечает за сферу фантазии. Если она нарисована жирным контуром, то человек фиксируется на фантазиях и удовольствиях, что обычно сопровождается тревогой. Если крыша плохо сочетается с нижним этажом, то это говорит о плохой личностной организации.

Другие аспекты интерпретации данной методики можно прочитать в инструкции к данному тесту.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис