Психодрама — это метод групповой психотерапии, представленный театрализованным проигрыванием проблемных ситуаций. Он помогает человеку лучше понять свой внутренний мир, а также особенности других людей. Метод помогает раскрыть творческий потенциал, изменить восприятие и поведение. В результате его использования растет продуктивность жизни и качество взаимоотношений.
Методы групповой психотерапии
В состав методов групповой психотерапии входит групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия. Каждое направление применяется в психотерапии в качестве самостоятельного метода. Все методы условно классифицируют на основные и вспомогательные, вербальные и невербальные.
Метод групповой дискуссии представляет собой основной метод психотерапии. Здесь в качестве предмета выступает обсуждение биографии клиента, определенных тем и межличностного взаимодействия в группах (интеракции). Таким образом, определяют три базовых типа ориентации групповой дискуссии: биографическую, тематическую и интеракционную.
Психодрама рассматривается в качестве метода групповой психотерапии, поскольку представляет собой ролевую игру. В ее процессе происходит формирование необходимых условий для спонтанного выражения эмоций, которые относятся к значимым проблемам пациента.
Психогимнастику относят к невербальным методам. В ее основе находится применение двигательной экспрессии. Для метода характерно выражение переживания, эмоционального состояния, проблем через движения, мимику, пантомиму. Психогимнастика дает возможность людям проявлять себя, коммуницируя без использования слов. Психогимнастические занятия состоят, как правило, из трех частей: подготовительной, пантомимической и заключительной.
Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, который использует музыку как лечебное средство. Рассматривая базовые аспекты направлений лечебного действия музыки, принято выделять четыре стороны:
- Эмоциональную активацию в процессе вербальной психотерапии;
- Совершенствование навыков межличностного общения (коммуникативные функции и способности);
- Регулирующее воздействие на психовегетативные процессы;
- Совершенствование эстетических потребностей.
Проективный рисунок как метод групповой психотерапии имеет основной задачей составление проективного рисунка. Он заключается в получении дополнительных сведений о проблемах отдельных личностей или группы в целом. Все методы групповой психотерапии способствуют выделению и осознанию сложно проговариваемых проблем и переживаний людей.
Занятие в области проективного рисунка чаще всего строится на том, что человек получает лист бумаги и цветные карандаши (иногда мелки). Участники группы должны рисовать на заданную тему, при этом качестве проективного рисунка не обладает большим значением.
Суть психодрамы как метода групповой психотерапии
Основатель метода психодрамы – американский психиатр, психолог, социолог Я. Леви Морено. Он относился к психодраме не только как к методу психотерапии и творчества, но и как к отдельной форме искусства и философии жизни.
Теория психодрамы представляет собой одну из самых неопределенных в психологии. Ее разработчик так и не оставил точных инструкций, описаний и положений, по которым можно правильно провести сеанс. Нет даже общего определения для категории «психодрама», а попытки исследования метода, структурирования теории продолжаются до настоящего времени.
Психодрама происходит через разыгрывание ролей, в котором используются игры с элементами импровизации, похожие на театральные постановки. В основе метода лежат детские игры, но он дает возможность взрослым людям вернуться в детство, давая волю фантазии и отдаваясь игре. В игре не существует определенных запретов, поскольку можно кричать, вести себя расковано или, напротив, показать слабость.
Чаще всего метод психодрамы используется для того, чтобы восстановить семейные, трудовые, любовные и дружеские отношения. Психодрама представляет собой универсальный способ стабилизации и гармонизации состояния групп и их отдельных членов.
Особенности использования психодрамы как метода
Психодрама проводится как индивидуальная терапия, но лучше всего этот метод показал себя в качестве методики для групповой работы. Оптимальной численностью группы является количество от 6 до 9 человек. Тем не менее, есть случаи успешной практики в группах с числом участников до 100 человек.
Состав группы лучше всего сделать «разношерстным», но нужно обратить внимание на мелочи, предотвращая вероятные проблемы, которые могут быть вызваны большой разницей в возрасте, социальным статусом или психическим состоянием. Однородность состава можно допустить только для групп с узкой направленностью (например, анонимные алкоголики). В остальных ситуациях гетерогенность позволяет по максимуму в реальности воссоздать ситуацию общества.
Длительность одного занятия и всего курса устанавливают индивидуально, но в любом случае имеет значение регулярность и системность. При выборе временных рамок, необходимо помнить о сохранности чувства групповой сплоченности, актуальности переживания от предыдущего опыта, возможности решения всех групповых и частных проблем. Усредненный вариант терапии представляет собой встречи, происходящие 1 раз в неделю с длительностью сеанса от 1,5 до 2 часов.
Определение типа группы происходит индивидуально. Она может быть:
- Полностью открытая,
- Полностью закрытая,
- Группа, предполагающая возможность выхода или входа,
- Группа, из которой невозможно выйти (зайти).
В групповой работе большую роль играет общение на «ты» и употребление настоящих имен участников. Помимо этого, обязательно соблюдать два основных принципа занятий: конфиденциальность и отсутствие оценок суждений. Не допускается выносить сведения за пределы группы и производить оценку слов и действий участников.
В ходе занятий случайные участники становятся коллективом и единым социальным организмом. Задача организатора в этом случае состоит в формировании атмосферы доверия, взаимопомощи и открытости, для чего необходима постоянная проработка проблем группы, социометрия и рефлексия.