Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Творческий путь Дж. Морено: создание психодрамы, социометрии и групповой психологии

Все предметы / Психология / Творческий путь Дж. Морено: создание психодрамы, социометрии и групповой психологии

Творческий путь Дж. Морено и его психодрама

Определение 1

Психодрама – это метод терапии, суть которой состоит в том, что клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни и разыгрывает сцены, имеющие отношение к его проблеме.

Труды Морено оказали огромное влияние на психологию, психотерапию, на всю современную культуру, его имя стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Юнга, К. Роджерса.

Концепция Дж. Морено, включая его ролевую теорию, охватывает все уровни бытия человека от высшего до обыденного и каждодневного.

Сам Морено – это универсальная творческая личность, он был врачом, педагогом, поэтом, журналистом, инженером и во всех этих ролях он был вдохновенным созидателем.

Он стал родоначальником социометрии, создателем социодрамы, обозначил проблему психического здоровья в широком социальном контексте, выдвинул идею о групповой психотерапии, что дает возможность отнести его к основоположникам социальной психиатрии.

Как автор идеи о групповой психотерапии он создал собственный метод, который соединил представления об интерактивной групповой динамике, психологии креативности и космической сущности человека.

Основная задача психодрамы заключается в том, чтобы отреагировать эмоции и выплеснуть их из себя, очистить подсознание и обрести первоначальную естественность. Результатом должно стать снижение личной психической напряженности и напряженности в общении. Цель психодрамы состоит в поиске эффективных путей для решения психологических проблем.

В психодраме Морено выделяет пять основных элементов:

  1. протагонист,
  2. ведущий,
  3. вспомогательное «я»,
  4. зрители,
  5. сцена.

Протагонист – это центральный субъект психодраматического действия, который в своем лице объединяет драматурга, режиссера и актера. Он исследует собственную личность и взаимоотношения.

Готовые работы на аналогичную тему

Используя особые техники, а также помощь ведущего и других членов группы протагонист осуществляет импровизационную постановку сцен своего опыта. В результате такой постановки он может изменить свое понимание и отношение к себе, людям и событиям.

Руководителем группы является ведущий, который организует деятельность, управляет занятием и побуждает участников к исследованию своих психологических проблем.

Ведущий должен иметь оптимистичный взгляд на потенциал группы, быть уверенным в себе, создавать ощущение, что в группе происходят позитивные изменения, создавать атмосферу волшебного творчества, иметь склонность к риску, обладать юмором и пафосом, знать изначальные идеи, мечты и фантазии.

Вспомогательное «я» – это партнер, член группы, которого избирает протагонист, чтобы исполнить ту или иную роль в его драме, изображая реальных или вымышленных лиц, имеющих отношение к протагонисту.

Все остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в драме, являются зрителями.

Действие психодрамы происходит на сцене. Самым простым вариантом сцены является пространство внутри круга, но может использоваться и реальная сцена.

Реквизитом может быть одежда участников, стулья, любой доступный материал, т.е. всё то, что возможно и целесообразно на той или иной фазе процесса.

Замечание 1

В основе психодрамы лежит, разработанное Морено учение о межличностных отношениях – социометрия.

Возникновение социометрии

Истоки социометрии коренятся в опыте взаимодействия с беженцами в конце Первой мировой войны.

Морено считает, что между людьми существует две силы – притяжение и отталкивание, которые проявляются как симпатия и антипатия. Наблюдая за тем, как благополучные беженцы делили свои бараки с родными, старыми и новыми друзьями и как в хибарах беженцев было постоянное раздражение и склоки, он увидел, как растекаются потоки симпатии и антипатии между людьми. Морено приходит к мысли, что контроль над этими силами смог бы облегчить участь людей, находящихся в лагере.

Чтобы изучить действие этих сил, был создан социометрический тест, который предполагает, что каждый член группы может по заданному критерию выбрать или отвергнуть членов группы.

Социометрия Дж. Морено. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Социометрия Дж. Морено. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важным условием тестирования является личностная заинтересованность членов группы в продуктивном изменении социоэмоциональной структуры, в которую он включен.

Этот тест может быть использован и как собственно диагностическая процедура, поэтому он получил развитие в социальной психологии. Показателями являются количество сделанных и полученных участниками выборов и отвержений, их интенсивность, взаимность, устойчивость и др., выраженные социометрическими индивидуальными и групповыми индексами.

Старый социологический метод Морено считал непригодным, он не желал экспериментировать с людьми как с подопытными животными. Это говорило о том, что проблема была не в организации эксперимента, а в реорганизации традиционных методов исследования.

Всех участников социометрического тестирования из статуса объекта исследования он переводит в статус исследователя действия, поэтому мотивированные своей актуальной социальной ситуацией они должны были выполнить тест в своих интересах. Только так можно было добиться соответствия результатов исследования.

Результатом этой диагностики является социограмма, на которой в графической символической форме отображены отношения между членами группы. Изображение каждого члена группы символическое – это может быть кружок или треугольник с именем или номером внутри.

Морено в своих представлениях связывает социометрию с социальным атомом, который он считает наименьшим элементом структуры отношений. Конкретный индивид выступает центром социального атома, но, с его точки зрения, обособленный индивид – это социальная фикция.

Отношения человека с окружающими входят в этот социальный атом и в определенный момент связаны с ним в эмоциональном, культурном, деловом, социальном плане. Не все знакомые индивида входят в социальный атом, а только те, кто перешагнул «порог социального атома» в силу значимости отношений. Входят также и те, кто связаны с индивидом желаемыми отношениями.

Социальный атом не постоянен, в нем могут появляться новые люди и исчезать старые в силу обстоятельств. В этом случае Морено говорит о социальном умирании, которое может привести к болезненным последствиям физического плана.

Групповая психотерапия

Замечание 2

Групповая психотерапия – это использование в группе закономерностей межличностного взаимодействия для лечения и достижения физического и психического благополучия каждого индивида.

Групповая психотерапия является составной частью терапевтического метода Морено. В основе этого метода лежит активизация и самоактивизация у каждого члена группы чувства ответственности и за себя и за группу в целом. Ответственность в рамках этого метода рассматривается как призыв к действию.

Групповая психотерапия пытается пробудить у человека стремление к спонтанности и новой креативности, т.е. её цель – креативная революция.

Морено сумел понять огромное значение жизненной взаимосвязи между индивидом и группой и на общем годовом собрании Американской психиатрической ассоциации обнародовал принципы групповой психотерапии, которые затем были им же дополнены новыми научными фактами.

Морено считает, что каждый индивид может оказывать воздействие на другого индивида как терапевтический агент и любая группа на другую может оказывать такое же воздействие – это фундаментальный принцип групповой психотерапии.

Метод групповой психотерапии содействует перегруппировке членов, приводит в соответствие констелляцию группы со спонтанными мотивами и симпатиями членов группы.

Метод групповой психотерапии является не только терапией отдельного человека, который оказался в центре внимания из-за трудностей адаптации и интеграции. Это метод всей группы, всех индивидов, связанных с ним.

Групповая психотерапия ставит такие цели:

  • содействовать интеграции индивида, окружающим его неконтролируемым силам, что можно достичь при помощи социометрического анализа этого окружения;
  • содействовать интеграции группы – сближение индивида и группы способствует их взаимной интеграции.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис