Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Исследование образа психолога в представлении современного человека

Все предметы / Психология / Исследование образа психолога в представлении современного человека
Определение 1

Психолог — это специалист с высшим образованием, который занимается изучением проявлений и форм организации психических явлений человека в различных областях его деятельности с целью решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания ему психологической помощи, поддержки и сопровождения.

Модель образа психолога как фактора доверия

Эффективная психологическая помощь гражданам страны — это актуальная проблема современной общественной жизни в РФ. Раскрытие средств и условий приобретения положительного образа психолога предполагает необходимость во включении результатов исследований в процесс подготовки специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Эти действия будут влиять на рост престижа соответствующих профессий.

Осознанно созданный образ психолога в частности способен увеличить качество профессиональной деятельности. Это происходит как содержательно (с помощью социальных ролей и позиций, уровень которых достигает субъект), так и «в темпо-корректирующем плане».

Наряду с этим, проблема исследования образа психолога в представлении современного человека (например, профессиональный имидж в качестве фактора доверия при осуществлении психологического консультирования и управления) теоретически и экспериментально не разработана.

С теоретической точки зрения актуальность проблемы определяет важность исследования процессов интериоризации/экстериоризации образа «Я» и экспрессии/импрессии личности. Тем не менее, процессом экстериоризации, который является существенной психологической проблемой, практические психологи сегодня занимаются редко.

На сегодняшний день нельзя выделить эмпирические исследования, которые были бы посвящены анализу стилей и стратегий построения и развития отношений доверия и недоверия в диалоге «психолог-клиент». Но с практической точки зрения есть явная необходимость в исследовании возможностей диагностики, изменения, развития профессионального имиджа.

Готовые работы на аналогичную тему

Неопределенными в этой сфере остались возможности диагностики эффективности профессионального общения, включая коррекцию при наличии повышенного общественного интереса и глубокой заинтересованности будущих профессионалов, которые стремятся к изучению и пониманию соответствующих сторон становления образа психолога.

Содержательная интерпретация поведения, которое вызывает доверие (недоверие) в межличностной коммуникации, является сложной методологической проблемой современной социальной психологии. Методологические основы исследования этого вопроса могут быть представлены:

  • Психосемиотическим подходом (Е. А. Петрова, М. В. Гамезо, Г. А. Глотова);
  • Культурно-историческим подходом (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн);
  • Принципами социально-перцептивного подхода,
  • Психологией социального познания;
  • Психологией общения;
  • Психосемантическим подходом.

Исследования имиджа, образа и качеств личности психолога

Исследования имиджа, образа и качеств личности психолога должны быть основаны на фундаментальных принципах современной психологии. Эти принципы включают системность, субъектность и целостность. Они должны выстраиваться также на принципах синергетики.

С позиций современного психологического знания, в котором происходит активное развитие психосемантического подхода, важно провести анализ изменений структуры обыденного сознания. На основе этого появляется возможность раскрыть содержательные взаимосвязи между отдельными житейскими представлениями, которые определяются на этой основе в качестве стереотипных.

Системный подход считается традиционным и необходимым методологическим основанием. Он дает возможность представлять единую систему субъект-субъектных взаимоотношений, которые характерны для диады «психолог-клиент». Отношения доверия (недоверия) можно рассматривать через данную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимопроникновение. В этом случае при изменении одного показателя начинается изменение других.

Системы образа психолога, включая его профессиональный имидж, сформированы благодаря нескольким подсистемам. Например, становление профессионального имиджа, которое осуществляется на основе системного подхода, можно характеризовать линейностью и непрерывностью. Для него присуща смена стадий и закономерностей развития.

В соответствии с принципом целостности, образ психолога и его профессиональный имидж нельзя свести к сумме отдельных компонентов. Каждый из них не в полной мере включен в целое, тем не менее полноценно его представляя.

Если взять за основу принципы синергетики, то они применимы к любым сложно организованным системам. Систему профессионального имиджа можно рассматривать как открытую для энтропии (меры внутренней неупорядоченности) и притока социальных и психологических ресурсов становления имиджа. С помощью развития отношения доверия (недоверия) в разных состояниях отдельных компонентов единой системы образа психолога происходит формирование новообразований. Они способствуют переходу системы на качественно новый уровень развития.

Становление образа психолога в условиях современности

В условиях современности появилась потребность в выявлении структурно-содержательного наполнения образа психолога. Это необходимо для восприятия клиентов различных категорий и определения воздействия особенностей реципиентов (например, возрастных, гендерных, социально-статусных, личностных, профессиональных, региональных и этнических).

Становление и технологии развития категории профессионального имиджа могут быть определены через особенности субъекта и объекта восприятия, цели и задачи психологического сопровождения.

Технологии формирования позитивного образа психолога в представлении современного человека должны быть основаны, в первую очередь, на понимании сути феномена имиджа, в том числе особенностей внешнего облика. Здесь требуется осознание индивидуальных психологических особенностей в конкретных условиях.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис