Метод преподавания – это важный компонент любого учебного процесса. Без применения определенных методик и приемов невозможна реализация поставленных целей, как нельзя и говорить о содержательном и качественном процессе обучения.
Обучение и методики для обучения
Обучение представляет собой преподавательскую деятельность (педагогическую деятельность), заключающуюся в последовательной передаче учащимся содержания учебных предметов для их усвоения.
Как и любую деятельность, обучение можно характеризовать целенаправленностью. Изначально оно содержит в себе образ предвосхищаемого результата и план его достижения, в состав которого входят определенные средства (методы). Для процесса обучения характерна осознанность, то есть осмысление, понимание содержания деятельности.
В качестве результата обучения выступает усвоение учениками содержания учебного предмета, поэтому обучение чаще всего рассматривается в качестве процесса организации и управления целенаправленной учебной деятельностью учеников.
Методика представляет собой выработанный способ организации деятельности. Если рассматривать обучающую деятельность, то ее методика является способом организации обучения (преподавания).
В основе любой методики преподавания различных дисциплин лежат общедидактические принципы обучения, но разработка конкретной методики происходит при учете специфики предмета определенной науки. Это относится и к методике преподавания психологии, в которой отражается, в первую очередь, ее специфика в качестве науки.
Еще Л. С. Выготский не раз подчеркивал, что предмет психологии представляет собой один из самых сложных с позиции познания. По этой причине важна разработка и использование соответствующего способа его изучения. В этом контексте говорится и о методике преподавания психологии.
Особенности психологии как науки
Психология – это наука, исследующая закономерности развития и функционирования психики в качестве особой формы жизнедеятельности. Ее специфика как науки состоит в нескольких положениях. Психология включена в сферу гуманитарного знания, которое представляет собой особый тип научного знания. В его центре находится личность, а не вещь.
Для личности характерна динамичность (изменение по мере развития), поэтому как познаваемое, она, по мнению одного из ведущих современных методологов В.Я. Ляудис, требует не «точности» познания, а глубины «проникновения».
В качестве предмета психологии выступает психика и ее проявления, а в качестве объекта – человек, являющийся носителем психики. В отношении изучения психологии это значит, что человек, изучающий психологию, сам для себя одновременно и предмет (психика и ее проявления), и объект (носитель психики) познания. Говоря иначе, предмет и объект познания в психологии сливаются, при этом научное познание человека может стать его научным самопознанием. Это обусловлено тем, что в основе процесса познания психической реальности лежит «примеривание» субъектом познаваемых феноменов к собственным индивидуальным (личностным) особенностям.
Осуществление психологического познания происходит не только с помощью научно-теоретического, логического, формального мышления, которое дает возможность учащимся усвоить основные понятия науки, закономерности и аспекты возникновения, работы и развития психики. Для него необходимо оперирование образами, созерцание внутреннего мира личности, умение интерпретировать символы и ситуацию, прогнозировать ее проявление и течение при учете заданного контекста, проникновение в сферу бессознательного.
Методика преподавания психологии
Основной целью курса «Методика преподавания психологии» является создание у учащихся профессиональных знаний, умений и навыков преподавания психологии с целью роста качества преподавания психологических дисциплин и культуры самоорганизации деятельности преподавателя психологии в целом в различных областях ее приложения.
Предметом методики преподавания психологии являются методы, формы и средства обучения психологии, включая их специфику и особенности. В состав задач курса «Методика преподавания психологии» можно включить:
- Формирование у студентов и учащихся представления о теоретических основах и специфике преподавания психологии как науки;
- Способствование формированию у учеников навыков и умений ведения педагогической деятельности, включая управление ею, а также развитие их педагогических способностей;
- Создание условий, необходимых для личностного развития, становления профессионального самосознания студентов в качестве специалистов-психологов, преподавателей психологии.
В качестве цели преподавания психологии для преподавателей выступает обучение студентов учебной деятельности. Для студента цель заключается в овладении учебной деятельностью как основой личностного развития и формирования профессионала-психолога.
Среди задач преподавания психологии можно выделить следующие пункты. Преподаватель должен:
- дать студентам знания об основах психических процессов, функций, состояний и способов управления ими;
- дать знания, относящиеся к личностным, индивидуально-психологическим особенностям и свойствам человека;
- дать студентам знания о самих себе и научить их получать такие знания, а также использовать их в своей жизнедеятельности;
- помочь развитию умений и навыков самопознания и саморегуляции;
- помочь ученикам осознать свои личные особенности для формирования индивидуального стиля деятельности;
- повлиять на развитие творческого потенциала человека;
- обучать методам и приемам рефлексивной деятельности, способным формировать рефлексирующую личность и развивать у учеников личностную («что я думаю о себе») и социально-психологическую («я знаю, что другие думают обо мне») рефлексию;
- повлиять на развитие коммуникативных способностей;
- сформировать умения и навыки, характерные для конструктивного межличностного взаимодействия.