Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Преподавание психологии в школе и вузе

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич и др.

Далее рассмотрим понятие преподавания, а также специфику преподавания психологии в школе и вузе.

Понятие преподавания

Определение

Преподавание представляет собой определенную деятельность учителя или преподавателя, в процессе которой происходит передача ученикам или студентам информации, организация самой учебной деятельности и ее оценка.

Процесс обучения состоит из преподавания и учения. Более подробно эта деятельность представлена на рисунке 1.

Процесс обучения

Рисунок 1. «Процесс обучения»

Необходимость преподавания психологии

В настоящее время выявлена острая необходимость преподавания психологии как в школе, так и в вузе.

В 90-х годах прошлого века в Москве прошло несколько психологических конференций, которые подтвердили необходимость введения психологии, так как житейская психология не может быть достаточной.

Современное общество требует разрешения различных проблем, основой которых является понятие и природы психики человека; возникающие проблемы такого рода часто связаны с саморегуляцией поведения, что является неотъемлемой частью жизни в условиях постоянного стресса.

Кроме того, в настоящее время появилось множество лженаучных течений, например, все, что связано с магией. Так, единственное средство для защиты от них общества является представление истинной научной картины мира.

Преподавание психологии

Сегодня около сотни различных университетов готовят психологов-профессионалов. Психологию также изучают педагоги, врачи. Кроме того, в большинстве школ представлена психологическая служба, одним из направлений которой является психологическое сопровождение.

Считается, что изучение психологии важно начинать еще в дошкольном возрасте. Конечно, опыта такой работы еще нет, однако ведутся разработки.

Опыт преподавания психологии встречается в средней школе. Так, модель образования включает в себя несколько этапов.

  1. Ознакомительный. 1 – 6 классы. Знакомство учеников с психологическими основами на уровне эмоционального восприятия мира и себя (для этого этапа подойдет использование тренигов и игр).
  2. Основной. 7 – 9 классы. Введение предмета «Основы психологии». Здесь будут рассматриваться основные аспекты изучения психики человека.
  3. Профильный. 10 – 11 классы. Введение спецкурсов.

Из-за действительных, а также и мнимых методических трудностей некоторые преподаватели делают неверный вывод о неприменимости обычных, проверенных практикой методов обучения, связанных с учебниками, с понятиями объема знаний, семинарами, рефератами, контрольными работами, экзаменами и прочими атрибутами нормального учебного процесса.

Только на основе знаний общей психологии можно и нужно учить методикам самодиагностики, саморегуляции, технике межличностного общения и другим жизненно важным прикладным знаниям и умениям.

Есть две крайности, которых необходимо избежать:

  1. формализованное академическое преподавание, не опирающегося на жизненные интересы учащихся,
  2. оторванное от теории увлечения тренингами и рецептами поведения без научного осмысления.

Наиболее полные рекомендации по возрождению школьного курса психологии прозвучали в 1998 г. на Первой московской городской научно-методической конференции психологов.

Образ форм обучения психологии в вузе представлен на рисунке 2.

Формы обучения

Рисунок 2. «Формы обучения»

Дата последнего обновления статьи: 21.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot