Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич и др.
Далее рассмотрим понятие преподавания, а также специфику преподавания психологии в школе и вузе.
Понятие преподавания
Преподавание представляет собой определенную деятельность учителя или преподавателя, в процессе которой происходит передача ученикам или студентам информации, организация самой учебной деятельности и ее оценка.
Процесс обучения состоит из преподавания и учения. Более подробно эта деятельность представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. «Процесс обучения»
Необходимость преподавания психологии
В настоящее время выявлена острая необходимость преподавания психологии как в школе, так и в вузе.
В 90-х годах прошлого века в Москве прошло несколько психологических конференций, которые подтвердили необходимость введения психологии, так как житейская психология не может быть достаточной.
Современное общество требует разрешения различных проблем, основой которых является понятие и природы психики человека; возникающие проблемы такого рода часто связаны с саморегуляцией поведения, что является неотъемлемой частью жизни в условиях постоянного стресса.
Кроме того, в настоящее время появилось множество лженаучных течений, например, все, что связано с магией. Так, единственное средство для защиты от них общества является представление истинной научной картины мира.
Преподавание психологии
Сегодня около сотни различных университетов готовят психологов-профессионалов. Психологию также изучают педагоги, врачи. Кроме того, в большинстве школ представлена психологическая служба, одним из направлений которой является психологическое сопровождение.
Считается, что изучение психологии важно начинать еще в дошкольном возрасте. Конечно, опыта такой работы еще нет, однако ведутся разработки.
Опыт преподавания психологии встречается в средней школе. Так, модель образования включает в себя несколько этапов.
- Ознакомительный. 1 – 6 классы. Знакомство учеников с психологическими основами на уровне эмоционального восприятия мира и себя (для этого этапа подойдет использование тренигов и игр).
- Основной. 7 – 9 классы. Введение предмета «Основы психологии». Здесь будут рассматриваться основные аспекты изучения психики человека.
- Профильный. 10 – 11 классы. Введение спецкурсов.
Из-за действительных, а также и мнимых методических трудностей некоторые преподаватели делают неверный вывод о неприменимости обычных, проверенных практикой методов обучения, связанных с учебниками, с понятиями объема знаний, семинарами, рефератами, контрольными работами, экзаменами и прочими атрибутами нормального учебного процесса.
Только на основе знаний общей психологии можно и нужно учить методикам самодиагностики, саморегуляции, технике межличностного общения и другим жизненно важным прикладным знаниям и умениям.
Есть две крайности, которых необходимо избежать:
- формализованное академическое преподавание, не опирающегося на жизненные интересы учащихся,
- оторванное от теории увлечения тренингами и рецептами поведения без научного осмысления.
Наиболее полные рекомендации по возрождению школьного курса психологии прозвучали в 1998 г. на Первой московской городской научно-методической конференции психологов.
Образ форм обучения психологии в вузе представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. «Формы обучения»