Арт-терапия представляет собой эффективный, увлекательный способ оказания психологической помощи, основанный на игре и творчестве; совокупность видов искусств, которые используются в психокоррекции, лечении; направление психокорреционной, психотерапевтической практики; метод психологического воздействия; комплекс арт-терапевтических методик; терапию искусством, в основе которой – признание целительной, развивающей роли творчества.
В основе профессиональной деятельности арт-психолога – художественная практика, которая предполагает использование языка изобразительной экспрессии, непосредственное участие клиента в изобразительной деятельности, осознание того, что художественное самовыражение выступает символичным отражением бессознательного содержания личности.
Направления профессиональной деятельности арт-психолога
Арт-терапия как инструмент психического воздействия представлена частными формами, включая следующие:
- изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства;
- визуальная терапия образами;
- медиативное рисование;
- интерактивная, мультимедийная терапия.
Этапы реализации арт-терапии
В процессе реализации профессиональной деятельности арт-психолога традиционно выделяют два этапа:
- первый связан непосредственно с творческим процессом, невербальный. На данном этапе осуществляется спонтанное самовыражение, погружение в творческую деятельность;
- на втором осуществляется осмысление творческого процесса, обсуждение его результатов, вербализация проблематики.
Функции арт-психолога
Высокий потенциал данного метода позволяет реализовать ряд социально значимых функций, включая следующие:
- катарсическая, очищающая от негативных эмоциональных переживаний, психологических состояний;
- регулятивная – регуляция психосоматических процессов, формирование положительных психоэмоциональных состояний;
- коммуникативно-рефлексивная – обеспечение коррекции нарушений в коммуникативной сфере, формирование адекватных поведенческих паттернов, самооценки.
Кроме того, под влиянием арт-психолога личность обогащается опытом творческой практики, лучше познает себя, осуществляется углубленное самопознание, принятие себя, личностный рост, гармонизация личностного развития, самоактуализация, самореализация индивидуума.
В процессе реализации групповой арт-терапии у участников возникает чувство совместного переживания творческой деятельности, эмпатия, совместное переживание чувств. Создание общего творческого продукта позволяет, с одной стороны, подчеркнуть уникальность, неповторимость каждого члена группы, с другой, - объединить индивидуумов, развивая навыки коммуникации, взаимодействия личности с социальным окружением.
Творческие материалы обладают диагностическим потенциалом, позволяют арт-психологу лучше понять внутренние переживания клиента, особенности его внутреннего состояния.
При работе с эмоциями арт-психолог способствует концентрации личности на собственных ощущениях и чувствах, позволяет проявить их, что, само по себе, выступает важной составляющей психокоррекционного процесса. Эмоциональное реагирование приносит значительное облегчение личности, стимулирует личностное развитие.
Метафорическое, художественное отражение целей, их воплощение в творческом продукте позволяет более полно осмыслить, пережить и увидеть результат личной траектории развития, наметить перспективы дальнейшего совершенствования.
Таким образом, профессиональная деятельность арт-психолога представляет собой одно из перспективных, интенсивно развивающихся направлений психокоррекции, терапии. Высокая эффективность методов направления позволяет успешно преодолевать не только психологические проблемы, конфликтные ситуации, но и осуществлять регуляцию соматического состояния индивидуума.