Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — это система специальных психологических методик, которые концентрируются на переструктурировании нарушенных функций мозга и формировании компенсирующих. Как правило, она осуществляется для того, чтобы ребёнок в последующем получил возможность самостоятельно обучаться и подвергать контролю собственное поведение.
Сущность и особенности нейропсихологической коррекции
Нейропсихологическая коррекция требуется детям с раннего дошкольного и до подросткового возраста. Особенно часто она проводится при таких диагнозах, как умственная отсталость, ранний аутизм, ЗПР (задержка психического развития). Методы нейропсихологической коррекции применяются в отношении общего нарушения развития, ДЦП, СДВГ, алалии и др.
Нейрокоррекция способна помочь детям, которые испытывают трудности в обучении по психологическим причинам, таким как:
- Невротические расстройства,
- Психосоматические расстройства личности,
- Общее физическое недоразвитие,
- Школьная дезадаптация,
- Стрессовые расстройства.
Нейропсихологическая коррекция в качестве метода возникает на основе разработок такого направления, как нейропсихология. Оно возникает в 40-х гг. прошлого века на стыке нескольких научных направлений, включая психологию, неврологию, психофизиологию.
Основной задачей нейропсихологии является исследование мозговой основы психической деятельности. Её клинические задачи включают анализ механизмов нарушения высших психических функций, включая связь их нарушений и определённых зон мозга.
Первоначально целостная концепция нейропсихологической коррекции была сформирована М. Монтессори. Итальянский педагог полагал, что обогащение чувственного опыта и развитие моторики в виде сенсомоторной коррекции автоматически приводят к совершенствованию мышления, так как представляют собой его предпосылки.
Трёхэтапная система нейрокоррекции была разработана бельгийским педагогом Ж. Декроли. Первый ее этап посвящается развитию сенсорики, второй направлен на формирование мышления в ходе овладения языком и речью, а третий этап концентрируется на воспитании культуры деятельности ребёнка.
Разработку систем коррекции в нашей стране производили А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и другие ученые. Методы нейропсихологической коррекции на современном этапе основаны на теории Лурии и Выготского. Сегодня это направление пользуется большим спросом, так как представляет собой эффективный метод восстановления естественного процесса развития ребёнка, помогая ему в подготовке к будущему обучению в школе.
Особенности метода замещающего онтогенеза
Для метода «замещающего онтогенеза» характерна активизация развития совокупности всех высших психических функций (ВПФ). Этот процесс происходит благодаря воздействию на сенсомоторный уровень. Он учитывает общие закономерности онтогенеза.
Поскольку сенсомоторный уровень — это базальный уровень для последующего развития высших психических функций, то на старте коррекционного процесса необходимо отдавать предпочтение именно двигательным методам. Они способны активизировать, восстанавливать и встраивать взаимодействие между разными уровнями и аспектами психической деятельности.
Совершенствование базальных функций праксиса, гнозиса, памяти и процессов саморегуляции способно сформировать основные предпосылки для полноценного участия данных процессов в последующем овладении такими навыками, как чтение, письмо, математические знания и волевая регуляция психической деятельности.
Нейропсихологический метод играет особую роль в ряду научных дисциплин, которые концентрируются на проблеме онтогенеза в нормальном состоянии и патологии. Он дает возможность провести оценку и описание тех системно-динамических перестроек, которые связаны с психическим развитием ребенка с позиции его мозгового обеспечения. Метод позволяет сформировать глубинные механизмы психического статуса, и предназначен для планирования адекватной онтогенезу программы психолого-педагогического сопровождения.
На основе дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики ученые разработали программу нейропсихологической абилитации (коррекционно-развивающее обучение). Она предназначена для ребенка раннего возраста и называется метод «замещающего онтогенеза». Эта программа принимает к учету двухстороннее взаимодействие морфогенеза мозга и формирования психики. С одной стороны, это необходимо для появления определенной функции, что предполагает известную степень зрелости нервной системы. С другой, происходит само функционирование и активное коррекционное (развивающее) воздействие. Эти процессы влияют на созревание соответствующих структурных элементов.
Программа метода замещающего онтогенеза
Программа метода замещающего онтогенеза включает два курса занятий: курс индивидуальных занятий и курс групповых занятий.
Таким образом, работа с детьми по этому методу осуществляется в индивидуальной или групповой форме. Каждый курс состоит из 21 занятия, длительность каждого из которых составляет от 40 до 50 минут. Их проводят в группе или индивидуально по одному занятию дважды в неделю в течение 2,5-3 месяцев. Это происходит в условиях реабилитационного центра.
Для некоторых групп детей допускается осуществление повторных занятий. Это происходит в том случае, когда психолог видит, что ребенок с трудом выполняет упражнения. Тем не менее, в целом курс не может превышать 22-26 занятий.
Цель курса занятий состоит в коррекции и абилитации первого функционального блока мозга. Они помогают инициировать базовые составляющие подкорково-корковой и межполушарной организации процесса развития, стабилизируя и активируя энергетический потенциал организма и повышая пластичность сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Для программы характерны:
- Предварительная нейропсихологическая диагностика;
- Обязательная отработка упражнений в домашних условиях;
- Постоянные консультации родителей.