Совместная деятельность — это организованная система активности, характерная для взаимодействующих индивидов. Она концентрируется на целесообразном производстве (воспроизводстве) объектов материальной и духовной культуры.
Особенности совместной деятельности
Один из путей анализа психологической структуры совместной деятельности представлен осуществлением анализа и проведением аналогии со структурой индивидуальной деятельности. В этом процессе структура совместной деятельности состоит из нескольких элементов, главный и первичный из которых включает общую цель в качестве представления о самом желаемом результате.
Цель совместной деятельности, как правило, разделяется всеми участниками группы. Второй компонент заключается в наличии общего мотива, выступающего как главная движущая сила для всех членов группового субъекта. Важно отметить, что в этом случае сразу проявляется несколько очень интересных и до конца не изученных вопросов. В первую очередь это проблема соотношения индивидуальных и общих мотивов.
Третьим немаловажным элементом совместной деятельности являются совместные действия, сконцентрированные на решении актуальных задач для группового субъекта. Они формулируются в соответствии с общей целью.
Наконец, четвертый и заключительный ее элемент составляет общий результат. Это то, к чему группа должна прийти в итоге выполнения соответствующих задач. Их можно представить в качестве цепочки, которая ведет к достижению изначально поставленной цели. В этом случае одна из ключевых проблем представляет собой осознание коллективным субъектом результата, а также проблема, определяющая критерии оценки соответствия общей цели общему результату.
Эмпирические исследования совместной деятельности, выполненные А. Л. Журавлевым, показывают, что в реальности можно встретить деятельность с неполной структурой. Здесь происходит выпадение одного или нескольких составляющих, что способствует возникновению большого многообразия видов.
Например, долговременно совместная деятельность осуществляться участниками, которые не осознают и не понимают ее общую цель (при этом осознание личных целей происходит каждым участником вполне успешно).
Изучение принципов совместной деятельности
Все технологии группового и коллективного взаимодействия классифицируются в зависимости от типа организации совместной деятельности. В ее основе лежит несколько принципов:
- Индивидуальный вклад,
- Позиционный принцип,
- Принцип развивающейся кооперации,
- Ролевое поведение.
Принцип индивидуальных вкладов заключается в том, что основная цель группового и коллективного взаимодействия данного типа состоит в росте эффективности определенного процесса через решение поставленных задач. Это происходит на основании взаимного дополнения, обогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого члена группы.
На основе первого принципа выстраиваются технологии и методы: технология коллективного обучения (КСО), деловая игра, методика «творческая группа», работа в группах со сменным составом и др.
Позиционный принцип организации совместной деятельности характеризуется тем, что взаимодействие группы основано на выделении и столкновении разных точек зрения, позиций участников, их взглядов на проблему и объект работы группы.
Эффективность в соответствии со вторым принципом может быть обеспечена с помощью рассмотрения разных точек зрения. В этом процессе происходит выбор самой верной или удовлетворяющей большинство людей. Психологический механизм этого взаимодействия представлен «конструктивным конфликтом». В процессе разрешения этого конфликта происходит не только выработка оптимального способа решения общей задачи, но и формирование умения понимать других людей, с уважением относиться к другим позициям, поиск путей согласования собственных позиций. На этом принципе основаны следующие методы: групповая дискуссия, позиционная ролевая игра.
Принцип развивающейся кооперации заключается в определенной направленности групповой работы. В данном случае она концентрируется на исследовании, совместном поиске решения вновь и вновь возникающих и усложняющихся задач, которые порождаются самим процессом совместной деятельности.
В качестве побудителей «развивающейся кооперации» выступают противоречия, возникающие между потребностью решения проблем социальной и профессиональной практики и недостатком теоретических знаний и способов социального взаимодействия, которые обеспечивают их решение.
При совместном осознании и постановке проблем, использовании целеполагания, составления планов, реализации и рефлексии каждой стадии решения задачи и перехода к новым вариантам кооперации необходимо перестраивать структуру собственных отношений и деятельности с одного качественного уровня на другой.
Совместная деятельность, построенная таким образом, способна не только развивать творческое, системное мышление, но и формирует способность осуществлять самоуправление, саморазвитие и соразвитие. Здесь возникает новое, профессиональное отношение к объекту усвоения.
К данному принципу относятся следующие методы: организационно-деятельностная игра (Г. П. Щедровицкий), технология развивающейся кооперации (Т. Акбашев) и коллективная мыследеятельность (К. Я. Вазина).
Методы осуществления совместной деятельности
Для эффективного совместного выполнения определенной деятельности можно использовать несколько психологических и педагогических методов. Они концентрируются на групповом взаимодействии и сотрудничестве в продуктивной деятельности:
- Мотивационный компонент при постановке задач;
- Способность распознать ситуацию сотрудничества, выбирая и принимая такую позицию в социальных отношениях (она отвечает его возможностям при осуществлении деятельности);
- Проигрывание проблемных ситуаций;
- Ситуации морального выбора при осознании соответствующих нравственных категорий.