Психологические характеристики младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это период от 6-7 лет до 9-11, соответственно охватывающий время школьного обучения с первого по третий класс. .
В данном возрасте социальная ситуация развития ребенка претерпевает изменения: ребенок идет в школу расширяются социальные связи (появляется коллектив, класс), изменяется характер коммуникаций с внешним миром (появляется фигура учителя), происходит освоение новых социальных норм и навыков. Основными психическими новообразованиями в результате этого такой перестройки являются формирование чувства социальной и психологической компетентности - приспособленность ребенка к требованиям социума
В данном возрасте активно развиваются познавательные и личностные процессы ребенка:
- Расширяется объем внимания, повышаются способность к переключаемости внимания (сохранении концентрации внимания при смене видов деятельности) и его распределяемости (умение распределять объем внимания между несколькими видами деятельности), возникает произвольность внимания.
- Расширяется объем памяти, повышается уровень воспроизведения материала (в процессе вспоминания ребенок опирается на смысловые связи, а не разрозненные яркие образы). Развиваются способы запоминания: принцип наглядности, повторения, включение познавательного интереса, осмысление материала.
- Развиваются способности воображения: в 1 классе образы довольно статичны и обобщены. Во 2 и 3 классе увеличивается количество признаков и свойств в образах, развивается активная репродукция образов воображения (уже существующие объекты предстают в измененном виде).
- Мышление перестраивается с наглядно-действенного на наглядно-образный уровень: при решении задач ребенку уже не обязательно манипулировать предметами, но достаточно представить образ предмета мысленно.
- Речевое развитие также совершенствуется: формируется понимание контекстной речи (в связи с развитием письма). Важным моментом является понимание речи собеседника и собственной речи (в связи с преодолением детского эгоцентризма - способностью встать на позицию собеседника). Также важной задачей является формирование объяснительной речи, построенный по принципу причинно-следственных связей.
- Эмоционально-волевая сфера становится более осознанной и поддающейся саморегуляции: ребенок научается дифференцировать свои эмоции, осознавать их и регулировать. Активно развиваются социальные эмоции, связанные с включенностью в групповые отношения. Повышается уровень выразительности эмоций, ярко проявляется впечатлительность.
- Потребностно-мотивационная сфера становится более структурированной и иерархической в связи с повышением общей осознанности. Ведущими становятся познавательные и социальные мотивы.
Потребностно-мотивационная сфера младших школьников
Познавательная мотивация характеризуется направленностью на содержание учебной деятельности и на сам процесс учебной деятельности. С точки зрения содержания, познавательная мотивация выражается в любознательности, интересе к окружающему миру, его явлениям, фактам и закономерностям. С точки зрения процесса обучения, мотивация выражается в интересе к исполнительской деятельности (исполнению роли ученика: приходить на урок, отвечать учителю), творческой и поисковой деятельности, связанной с нахождением собственных способов решения и получения знания.
Социальные мотивы связаны со стремлением занять некое социальное положение в группе, получать одобрение и оценку окружающих. Большую роль в данном процессе играет роль учителя, как значимого взрослого, от которого ребенку становится социально значимым получение одобрения и похвалы. Дело в том, что такой социальный акт помещает школьника в определенное положение в группе, дает ему определенный социальный статус, что очень важно ребенку данного возраста.
Коммуникативные мотивы вообще становятся очень значимыми для школьников. Так происходит в связи с появлением новой формы социального взаимодействия - коллектива. Особенно младшим школьникам важна тема групповой структуры и групповых норм: ребятам очень важно, чтобы другие участники придерживались внутригрупповых норм и правил. Это связано с определенной стадией развития интеллекта - стадией нравственного реализма, который выражается в том, что дети уважают нормы и правила поведения, воспринимая их в качестве неких абсолютов, по соблюдению или несоблюдению которых они составляют мнение о других участниках группы: если кого-то наказали за что-то, значит это плохо. К 3 классу уже формируется нравственный релятивизм - понимание относительного правил норм, детям становятся более важным мотивы, приведшие к какому-то нежелательному поведению.
Как правило, мотив обучения возникает еще у дошкольников: им интересно, что такое школа, как там все устроено. Однако этот интерес бывает поверхностным: часто ребятам хочется в школу, потому что родители купят им красивый рюкзак, пенал и форму. Однако попадая уже в учебный процесс, у ребят начинаются первые проблемы, связанные с необходимостью организовывать себя, адаптироваться к новой атмосфере. Как правило, интерес к школе в этот период несколько спадает.
Перед поступлением в школу важно понимать, насколько сформирована внутренняя позиция школьника у ребенка. Данный параметр отражает 2 составляющие: субъективную (интерес к школе, школьной атрибутике) и объективную (уровень интеллектуального развития, познавательных способностей, эмоциональной саморегуляции). Часто происходит так, что дети объективно уже зрелые для поступления в школу, но наблюдается ярко выраженный негативный или безразличный эмоциональный фон отношения к школе. Так бывает в силу недостаточной педагогической включенности со стороны родителей, часто старшие браться или сестры формируют негативную установку на школу. Однако нередка и обратная ситуация, когда объективные физиологические и психологические показатели еще не созрели, а родители очень настроены на поступление в школу. Обе эти ситуации могут значительно понизить мотивацию к обучению.
Основные проблемы формирования мотивации младших школьников и характеристики сформированности мотивационной сферы
Основные проблемы формирования учебной мотивации младших школьников состоят в следующем:
- неустойчивость мотивов: в силу своей недостаточной осознанности и самоорганизации ребенок не может сам поддерживать мотивацию к учебной деятельности. Интерес к предметам носит краткосрочный и эпизодический характер.
- невысокая степень осознанности: ребенок сам не в состоянии понять, зачем ему учиться.
- невысокая степень обобщенности мотивов: нередко младшие школьники заинтересованы учебной деятельностью по поверхностным причинам (например, потому что на каких-то определенных предметах учитель даёт наклейки за активность на уроке и ответы с места)
- проблемы, связанные с преодоление трудностей в процессе обучения: плохое настроение, капризы и истерики по причине того, что не получается вывести ровно буквы, сложить цифры
Очень важное значение в поддержании мотивации школьника играет деятельность учителя, связанная с развитием творческой и открытой атмосферы в коллективе. Система оценивания должна быть реализована в процессе обучения, но ее доминирование рождает формальное отношение детей к обучению, убивая истинный интерес ребят к обучению. Школьникам хочется узнать новое, но формализм, ориентация на запоминание готовой информации могут ослабить это стремление. Учителю стоит формировать и поддерживать творчески ориентированную среду, в которой ученики смогут реализовывать свои инициативы. Так мотивация к обучению будет поддерживаться.
Таким образом, можно наметить основную динамику формирования мотивации младших школьников: поверхностный интерес к школе, ориентация на результат (оценку), ориентация на социализацию и коммуникативные мотивы (место в групповой структуре), интерес к содержанию учебной деятельности (изучение фактов и закономерностей) и поиск собственных способов обучения (творческая и поисковая деятельность).