Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследование познавательных процессов детей раннего возраста

Замечание 1

Исследование познавательных процессов детей раннего возраста — это ранняя диагностика познавательной деятельности ребенка. Сегодня ученые доказали, что, чем раньше начинать целенаправленную работу с ребенком, тем более полными и эффективными окажутся коррекция и компенсация нарушений.

Необходимость раннего исследования познавательных процессов

Исследование познавательных процессов детей раннего возраста обусловлено важным свойством нервной системы. Оно заключается в пластичности, в соответствии с которой нервная система молодого организма более гибко проявляет реакцию на воздействие снаружи.

Так, проблема диагностики умственной отсталости и отграничений ее от похожих состояний рассматривали еще такие отечественные дефектологи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. А. Венгер и др.

Больше всего внимания своевременным исследованиям и коррекционной работе уделял Л. С. Выготского. Он показывал, что в детском развитии существуют такие возрастные периоды, в которые происходит формирование определенного процесса (конкретной функции) более быстро. Это особенно ценно, поскольку начинают иметь высокий уровень внутреннего структурирования и богатые междуфункциональные взаимные связи.

Ранний возраст считается самым благоприятным для исследования познавательных процессов. Это связано с тем, что ни в какой другой период достичь аналогичной полноценности практически нельзя. Исходные позиции для психолого-педагогического исследования детей раннего и дошкольного возраста представлены положениями российских психологов о том, что детская психика развивается благодаря усвоению и присвоению общественного опыта. Это происходит в ходе активной деятельности.

Ученые учитывали, что в качестве ведущей деятельности в раннем возрасте выступает предметная, а в дошкольном — игровая. На их основе развиваются следующие составляющие:

«Исследование познавательных процессов детей раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Если подходить к отбору методик исследования познавательных процессов детей раннего возраста, то необходимо учесть тот факт, что для этого периода ведущий способ усвоения общественного опыта — это подражание действиям взрослых людей. Это возможно лишь в том случае, если ребенок готов и может сотрудничать, обладая желанием выполнять задание.

Замечание 2

Оценивая действия ребенка, важно обратиться к теоретической основе концепции Л. С. Выготского, который говорил о двух уровнях умственного развития: актуальное (достигнутое к настоящему моменту) и потенциальное (связанное с зоной ближайшего развития).

Потенциальный уровень предопределен способностью ребенка в рамках сотрудничества со взрослыми людьми усваивать новые способы действий. Они поднимаются с помощью этого на более высокий уровень умственного развития. Существование более обширной зоны ближнего развития у конкретной личности становится особенно надежным признаком эффективности последующего обучения.

Методики исследования познавательных процессов

Методики исследования познавательных процессов концентрируются на анализе степени познавательного развития детей раннего возраста (с 2 до 3 лет). Они дают возможность выявить основные параметры познавательного развития ребенка.

Параметры включают:

  • Принятие заданий,
  • Способы их решения,
  • Обучаемость в процессе диагностического обследования,
  • Отношение к результатам собственной деятельности.

Разносторонний характер исследования познавательного развития детей в раннем возрасте позволяет обнаруживать отклонения и определять стратегию коррекционного воздействия. Соответствующий комплекс методик дает возможность контролировать ход психического развития детей, которые воспитываются или обучаются в различных условиях. Благодаря им происходит своевременное выявление неблагоприятных факторов, которые влияют на формирование психики.

Этот подход концентрируется на коррекции познавательной деятельности, личностных качествах и готовности к обучению в школе. В детской отечественной психологии и дошкольной педагогике давно признали потребность в осуществлении систематического контроля хода психического развития детей, включая развитие их познавательной сферы. В раннем детстве это связано с тем, активно формируется личность ребенка, что напрямую зависит от его социальных условий.

Контроль психического развития ребенка, производимый для своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе, позволяет действовать в области коррекции, компенсации и предупреждения вторичных отклонений развития. По этой причине такие исследования познавательных особенностей развития детей раннего возраста играют в науке большую роль.

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста

Для психолого-педагогических исследований отечественными специалистами используется комплексное возрастное изучение ребенка. Оно должно учитывать его социальную ситуацию развития. Современные методы исследования познавательных процессов предполагают использование вариантов диагностического обучения.

Исследование помогает выявлять нарушения у детей уже в раннем возрасте. Различные дифференциально-диагностические методики могут обладать личностно ориентированной направленностью. Для них характерно осуществление социально- психологического анализа развития и условий жизни ребенка. Это, в свою очередь, позволяет своевременно включить малыша в коррекционное обучение.

Если исследованию подвергается познавательная сфера проблемных детей, то в этом случае важно определить структуру и степень первичных нарушений, включая наличие вторичных отклонений в развитии. Специалистам нужно учесть, что при соответствующих первичных нарушениях вторичные отклонения могут иметь сходным характером. Наряду с этим, различные виды нарушений способны оказывать воздействие на развитие, предопределяя специфические особенности ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot