Понятие имплицитная и эксплицитная память
Эксплицитная и имплицитная память – это основные виды памяти, выделяемые по уровню доступности воспроизведения воспоминания в осознанном мире. Имплицитная память бессознательная, не регулируемая, в то время как эксплицитная является осознанной памятью, при которой опыт или информация актуализируется произвольно и сознательно.
Рисунок 1. Память. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее интересные исследования, проводимые специалистами в области памяти, касаются воспоминаний, которые человек не осознает. В этом отношении хорошим примером является запоминание клавиатуры компьютера. Интересным фактом является, то, что специалисты по печатанию, не могут вспомнить порядок клавиш, не представив себя печатающими. Расположение клавиш, по всей вероятности, знают пальцы, но сознательного доступа к этому знанию они не имеют.
На первый план имплицитная память выдвигает значение условий извлечения при оценке памяти. С одной стороны, машинистка не знает клавиатуры, а с другой стороны – она знает клавиатуру в совершенстве, когда печатает.
Таким образом, получается, что эксплицитная память описывает знание, которое человек может сознательно вспомнить. Имплицитная же память описывает знание, которое человек не может вспомнить, но проявляется в том, что человек лучше выполняет какую-либо задачу.
Для нормальных людей полная диссоциация имплицитного и эксплицитного знания на примере печатания, довольно редки, а для пациентов, страдающих амнезией, они обычны.
Когда в исследовании испытуемые осуществляют свободное припоминание, припоминание по признакам, выполняют задание на узнавание, они пользуются сознательным припоминанием информации, а это значит, используют эксплицитную память. Данные виды памяти никак между собой не связаны. Имплицитная и эксплицитная память различаются между собой, но факт различения имеет ограниченную объяснительную ценность.
Было выяснено, что та и другая память служат описательными понятиями, касающиеся, в первую очередь, психологического переживания человека во время воспроизведения какой-либо информации. Попытка теоретического объяснения заключалась в разграничении процессов, управляемых данными и процессов, управляемых понятийно. Процессы, которые управляются данными, целиком детерминированы внешними раздражителями, а управляемые понятийно в действие приводятся самим индивидом. Было выяснено, что имплицитная память вовлекает процессы, управляемые данными, а процессы, управляемые понятиями вовлекаются эксплицитной памятью. Специалисты предположили, что оба вида памяти будут работать лучше, если тип переработки информации на память совпадает с той информацией, которая используется при заучивании.
Имплицитная память
Имплицитная память является частью неосознанных прошлым опытом воспоминаний. Сохраняется она в виде определенных кодов, которые по мере надобности мозг расшифровывает самостоятельно, без участия сознания человека.
В первые 18 месяцев, считают специалисты, мозг младенца накапливает только имплицитную память. На протяжении всей дальнейшей жизни маленького человека родные лица и голоса родных людей, запах родного дома, колыбельная, которую пела ему мама, будут вызывать четкие, хотя и неосознаваемые ассоциации.
К разряду имплицитной памяти относятся двигательные функции и другие механические мускульные акты. В ведении имплицитной памяти находятся навыки, привычки, модели поведения, психологические установки, эмоциональные и физические реакции.
Основу психологического настроя формируют ассоциативные цепочки, которые возникают на основе имплицитной памяти. Например, малыш радостно встречает вернувшихся родителей, которые обнимают ребенка, а он тянет к ним ручки и подпрыгивает от удовольствия.
Со временем, повзрослев, ребенок уже не будет вести себя так непосредственно, но ощущение радости при виде родителей у него сохранится.
Этой стороной памяти человек не в состоянии управлять и поэтому никто не может вспомнить те события, которые происходили с ним в самом раннем детстве.
Часто людям кажется, что они сознательно что-то помнят о своем младенчестве, но определить, так это в действительности или нет, невозможно. По мнению ученых, это повсеместное явление – амнезия детства, которая зависит от степени физиологической зрелости мозга, особенно активно развивающегося, в первые пять лет жизни ребенка.
Мозг новорожденного и мозг пятилетнего малыша имеют разный вес – у новорожденных он весит 330-340 грамм, а у пятилетнего малыша в среднем уже 1200 г., т.е. становится больше почти в три раза. Мозг взрослого человека растет до 25 лет и достигает в среднем 1500 г, т.е. увеличивается всего на ¼ часть.
В этом плане овладение речью имеет большое значение, а мысли, переживания, события, облеченные в словесную форму «откладываются» в активной части памяти, которой человек способен управлять.
Психиатры уверены, что сознательная память намного слабее бессознательной памяти. В этом их убеждают наблюдения за взрослыми людьми, страдающими патологической амнезией. Амнезия – это потеря памяти в результате какого-либо трагического события – эмоционального шока, контузии, черепно-мозговой травмы и др.
При амнезии человек может забыть все обстоятельства своей прошлой жизни, забыть своих родственников и даже свое собственное имя. С другой стороны, люди, потерявшие память, прекрасно сохраняют профессиональные и двигательные навыки, могут водить машину, потому что всё это хранится в имплицитной части архива памяти.
Таким образом, считают специалисты, этот раздел памяти с точки зрения эволюции, имеет большее значение, поэтому природа лучше позаботилась о его сохранности.
Эксплицитная память
Эксплицитная или декларативная память используется человеком, чтобы сознательно заложить в мозг какую-либо информацию. С помощью этой памяти запоминаются иностранные слова, формулы, даты, события и многое другое. По мере необходимости человек извлекает эту информацию из своего мозга по собственному желанию. Эксплицитная память позволяет вспоминать события прошлого, сдавать экзамены, учить стихи и др.
Выделяют два вида эксплицитной памяти – эпизодическую и семантическую:
- Эпизодическая эксплицитная память дает возможность вспоминать конкретные события жизни человека, совершать мысленные путешествия во времени.
- Семантическая эксплицитная память хранит опыт всего человечества – факты, идеи, понятия.
Для лучшего запоминания какого-либо события, факта, формулы, стихотворения информацию сначала обдумывают, повторяют, записывают, изучают – данный метод получил название эффекта тестирования.
С помощью этого эффекта запоминание улучшается. Для лучшего запоминания большое значение имеет окружающая обстановка – когда она будет воссоздана в том виде как на момент получения информации, воспоминания легче активизировать.
Иногда случается переход эксплицитной памяти в имплицитную. Примером этого перехода является набор текста на компьютере, обучение на музыкальном инструменте, обучение вождению машины, потому что каждое из этих действий контролируется сознанием.
При многократном и систематическом повторении этих действий у человека вырабатываются определенные навыки – как повернуть руль, на какую педаль нажать – информация из эксплицитной переходит в имплицитную, а контроль сознания ослабевает.
При хорошем усвоении приобретенного навыка он сохраняется пожизненно. Нарушение эксплицитной памяти может произойти в результате тяжелых травм головного мозга, при психических травмах.
Эти нарушения психиатры классифицируют на несколько типов с характерными для них признаками:
- гипомнезия оказывает влияние на способность запоминать и воспроизводить отдельные факты и события;
- гипермнезия, при которой человек хорошо помнит, что случилось несколько дней назад, а события сегодняшнего дня в голове путаются;
- амнезия – полная потеря памяти.
Таким образом, память, состоящая из взаимосвязанных процессов – это очень сложное явление. При нарушении какого-либо из них наступает дисфункция запоминательной способности, а это на интеллектуальной деятельности человека сказывается отрицательно.