Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды памяти. Виды нарушений памяти

Все предметы / Психология / Виды памяти. Виды нарушений памяти
Содержание статьи
Определение 1

Память — это комплекс познавательных способностей и высших психических функций, отвечающих за накопление, сохранение и воспроизведениеинформации (знаний, умений и навыков). Память в различных формах и видах присуща всем высшим животным.

Психология памяти

Память является одной из важнейших познавательных способностей. Она представляет собой высшую психическую функцию (вместе с ощущением, восприятием и мышлением) и отвечает за процесс накопления, сохранения и воспроизведения индивидуального и общественного опыта, приобретаемых знаний и получаемых навыков. От памяти в большой степени зависит жизненный успех человека и эмоциональный комфорт личности.

Память в качестве явления присуща любому биологическому существу. Например, молекулы ДНК — это огромные массивы информации, которые являются «кладовыми» памяти. У человека происходит наследование признаков от клетки к клетке. Благодаря этому процессу проявляется преемственность поколений и продолжается биологическая жизнь.

Память человека включает следующие процессы:

  • Запечатление,
  • Сохранение,
  • Изменение,
  • Воспроизведение,
  • Узнавание,
  • Утрата прошлого опыта.

Умение запомнить лишь необходимые сведения с отсеиванием и забыванием всего ненужного и отрицательного представляет собой важное качество. Любые нарушения памяти дезадаптируют человека в социуме и приводят к психическим расстройствам личности.

Виды памяти

В первую очередь память подразделяют на произвольную и непроизвольную. Первая из них предполагает наличие установки на запоминание информации. Оно происходит под контролем сознательной части мозга. С ее помощью люди запоминают стихи, формулы, ответы на вопросы экзаменационных билетов и др. Тем не менее, одного желания не всегда достаточно для запоминания информации. Его качество напрямую зависит от глубины переработки сведений, степени погруженности в исследуемый объект.

Запоминание при непроизвольной памяти происходит у человека вне сознательного контроля. У него нет установки на запоминание материала, но оно происходит. Это связано с тем, что определенная информация подходит к цели, определяющей текущее поведение.

Готовые работы на аналогичную тему

Различают также эксплицитную и имплицитную память. Первая из них помогает воспроизводить информацию с помощью волевого усилия субъекта по необходимости. Для второй характерна невозможность воспроизводить информацию через волевое усилие по необходимости, при этом есть возможность воспроизводить ее, используя косвенные методы.

Память может быть ретроспективной и проспективной. Первая из них представляет собой память о прошлых ситуациях, а вторая (память намерения) — это память о будущих событиях. Проспективный вид памяти обладает большим значением для переговорщиков, так как закрепление целевых результатов и способность удержать их в памяти, как правило, представляет основную проблему для этой сферы.

Виды нарушений памяти

В первую очередь выделяют количественные нарушения памяти (дисмнезии). Гипермнезия представляет собой состояние, при котором происходит патологически точное сохранение воспоминаний о многих событиях из прошлого до мельчайших подробностей. Эти события не играют никакой роли для настоящего. При нормальном развитии такие события человек, как правило, забывает.

Проблема состоит в том, что ненужные и старые воспоминания способны забивать место в хранилище памяти, чем не дают закрепиться новым. По этой причине при наступлении такого нарушения памяти, во-первых, текущая информация практически не фиксируется, а во-вторых, происходит нарушение логической последовательности событий.

Амнезия представляет собой состояние, которое характеризуется невозможностью вспомнить некоторый временной промежуток. В соответствии с тем, насколько большой период начинает выпадать, внутри данного нарушения памяти врачи выделяют ещё несколько подвидов. Так, амнезия может быть:

  • Ретроградной (забывание событий до какого-то травмирующего фактора);
  • Антероградной (нет воспоминаний о том, что было сразу после наступления травмирующего фактора);
  • Конградной (выпадает из памяти событие, происходящее во время затяжной болезни, что сопровождается нарушением сознания);
  • Антероретроградной (забывается то, что связано с затяжной, тяжёлой болезнью и травмирующим фактором, включая события, происходящие до этого момента).

В соответствии с тем, какая функция нарушена, это расстройство принято делить ещё на несколько подвидов. Так, выделяют фиксационную амнезию (человек не может запоминать и воспроизводить информацию), анэкфорию (человек не может осознанно, произвольно вспомнить что-либо без подсказки).

При наступлении такого нарушения памяти, как псевдореминисценции (иллюзия, ложное воспоминание) у человека стирается грань между прошлым и настоящим. Он переживает то, что происходило давно так, словно это происходит в настоящий момент. Эти события имеют для него значение.

Такое нарушение работы памяти, как криптомнезии, характеризуется тем, что больной начинает присваивать себе чужие воспоминания. Так, если ему запала в душу определенная история, то он в дальнейшем будет повествовать её окружающим людям так, словно это происходило лично с ним. Самой болезненной формой криптомнезии является патологический плагиат. При наступлении такого расстройства человек утверждает, что он автор совершенно чужого шедевра.

При наступлении эхомнезии (редуплицирующей парамнезии Пика) сильные чувства, волнения, тревоги, эмоции, испытанные человеком один раз, воспринимаются им с увеличивающейся силой. Больной может переживать их многократно путем наложения на свою настоящую жизнь. Например, если когда-то в прошлом расставание с любимым человеком произошло со скандалом, то во всех последующих отношениях при их завершении они будут заканчиваться таким же образом. Человек, страдающий эхомнезией, будет воспроизводить похожую ситуацию путем провокации ссоры.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис