Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Автобиографическая память личности

Память как психический процесс

Определение 1

Память - это сквозной психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения субъектом его опыта. Сквозной характер памяти определяется тем, что у нее нет отдельного места в иерархии психических процессов, но она пронизывает деятельность всех других психических процессов.

У нас есть память на ощущения (вкусы, запахи, визуальные изображения, звуки), на образы, движения и слова, на эмоции. Если бы память была бы отдельным процессом, то нам бы каждый день заново приходилось бы изучать весь окружающий мир.

Основные свойства памяти:

  1. Активность. Память - это активный процесс, который преобразует поступающую информацию (искажает, трансформирует, сокращает).
  2. Избирательность. Мы запоминаем не все, что нас окружает, а только лишь определенные объекты и явления. Точно так же, как и забываем.
  3. Упорядоченность. Мы запоминаем события или явления с отсылкой к определенному периоду во времени.
  4. Пластичность. Память не зависит напрямую от событий внешнего мира.
  5. Разделенность. Благодаря памяти прежние события не смешиваются с настоящим.
Статья: Автобиографическая память личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Память как психический процесс реализует важные функции:

  1. Формирование единой и целостной психической структуры (интеграция всех образов и идей в целостное психическое полотно).
  2. Формирование единой и основной оси психического времени, благодаря чему у личности есть идея прошлого, настоящего и будущего.
  3. Приспособление к окружающему миру - адаптация осуществляется благодаря тому, что память формирует богатый опыт событий и явлений. Если бы ее не было, нам бы пришлось каждый раз, каждый день исследовать окружающую действительность, чтобы было бы опасно.

Основные процессы и виды памяти

Первый процесс - запоминание, загрузка информации в память. Это происходит двумя путями - непроизвольно (натуральный процесс, врожденный процесс памяти) и произвольно (в результате волевых и целенаправленных усилий, это чисто человеческий способ запоминания, высшая психическая функция).

В процессе запоминания проявляются несколько важных и основных эффектов, а именно: эффект Зейгарник (запоминается лучше то, что не закончено), эффект края (запоминается начало и конец информации), эффект генерации (лучше запоминается то, что сделано самим человеком), эффект фон Ресторф (при запоминании информационного ряда, который содержит неровности, выбивающиеся объекты, то именно они запоминаются лучше всего)

«Автобиографическая память личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Второй процесс - сохранение информации. Это очень активный процесс в силу того, что он наиболее всего трансформирует и перерабатывает информацию: уменьшает ее объем, видоизменяет, соотносит с фоновыми знаниями.

Третий процесс - воспроизведение. Качество данного процесса характеризует качество предыдущих двух. Воспроизведение также может быть произвольным (осознанные) или непроизвольным (отрывистые и бессознательные воспоминания).

Основными формами актуализации (воспроизведения) информации являются:

  • узнавание (соотнесение информации, хранящейся в памяти с тем, что актуально сейчас),
  • припоминание (без опоры на что-либо),
  • реминисценция (отсроченное с момента запоминания воспоминание).

Четвертый процесс - забывание. Это процесс разгрузки сознания, очистки памяти, а также один из видов психологической защиты. Реализуется за счет разрушения или перестройки мнемического следа в новую канву информации. Поэтому забывании утрачивается не сама информация, а доступ к ней.

В психологии выделяют несколько классификаций памяти:

  • по порядку формирования в онтогенезе,
  • по доминирующему характеру психической активности,
  • по этапам обработки информации нашей психикой.

По доминирующему характеру психической активности, то есть содержанию, выделяют моторную (двигательную) память (этот вид памяти является основой для развития мышления); эмоциональную (аффективную) память; образную память (в сфере вторичных образов представления); словесно-логическую (память на символьную информацию, знаки, законы, правила).

По этапам обработки информации психикой выделяют следующие виды памяти:

  • сенсорная или мгновенная память - основывается на инертности наших анализаторов, благодаря чему нам не нужно каждую секунду познавать мир, и у нас обеспечивается постоянная картина мира;
  • кратковременная память - работает от нескольких минут до нескольких часов, ее объем составляет от 5 до 9 объектов;
  • оперативная память - является подвидом кратковременной памяти и определяется длительностью рабочей задачи;
  • долговременная память – не имеет ограничений по объему и времени хранения.

Долговременная память подразделяется на декларативную (память на фактическую информацию) и процессуальную (память на процессы и закономерности).

Помимо этого, выделяют также имплицитную и эксплицитную разновидности памяти. Первый вид является неосознаваемым, а второй - осознаваемым.

Очень важным видом памяти является автобиографическая память - это память на события из собственной жизни.

Разберем этот вид памяти более подробно ниже.

Автобиографическая память, ее особенности и функции

Определение 2

Автобиографическая память - это память человека на события из собственной жизни. Данный вид памяти является исключительно человеческим.

История изучения автобиографической памяти насчитывает лишь около 100 лет. Способность помнить свою жизнь в разные периоды времени отмечается только у людей. У высших приматов обнаруживается только эпизодическая память (способность помнить себя в течение нескольких минут и часов), однако только человек способен помнить свою жизненную историю.

Развитие автобиографической памяти имеет ярко выраженный социальный контекст, это связано с насыщенной общением средой в первые годы жизни ребенка. Однако дело даже не просто в общении, а в развитии у ребенка способности к выстраиванию себя во временном промежутке, для этого очень важно, чтобы родители спрашивали ребенка, что он делал в садике или школе, как прошло какое-то событие. Эти вопросы формируют у ребенка способность выстраивать временную перспективу событий, и что более важно место самого себя в этих событиях. Так начинает формироваться личность ребенка.

Конечно, автобиографическая память ребенка в дошкольном и школьном возрасте еще очень разрозненная, в ней еще нет четкой временной перспективы. Более того, автобиографическая память в этом возрасте представляет собой слепок родительских воспоминаний. Поэтому на данном этапе и Я -концепция ребенка представляет собой интериоризированные образы от родителей.

В подростковом возрасте автобиографическая память становится уже более оформленной и осознанной: подросток уже способен сам продуцировать воспоминания из событий собственной жизни, способен интегрировать их, выстраивать временную перспективу. На данном этапе автобиографическая память служит основой для планирования жизни: подросток анализирует себя в прошлом, в настоящем и пытается построить образ себя в будущем.

Наибольший расцвет автобиографической памяти наблюдается в старости, когда события актуальной жизни перестают иметь высокое значение, и пожилые люди уже больше обращаются к образам прошлого. Нередко воспоминания собственной жизни актуализируются в этот период с большей силой и интенсивностью, для них характерно ощущение достоверности переживания (человек чувствует все так, будто он вновь в этой ситуации).

Качество автобиографической памяти крепко связано с субъективным ощущением счастья, т. е. наблюдается эффект «розовых очков», когда люди вспоминают события собственной жизни, интенсивность негативных эмоций снижается, а интенсивность позитивных повышается. В итоге, человек может сказать, что он счастливо прожил свою жизнь. В этом проявляется очень важный механизм автобиографической памяти - формирование психологического благополучия. Условно, можно сказать, что прожить хорошую жизнь - значит правильно распределить опыт собственных воспоминаний.

Поэтому чрезвычайно важно с детства развивать навыки автобиографической памяти. Это влияет на формирование Я-концепции, способствует лучшему пониманию самого себя, формирует чувство прожитой жизни, реализует экзистенциальные ценности (принятие конечности жизни, собственного одиночества, наличие смысла жизни).

Выделяют два основных вида автобиографических воспоминаний: воспоминания-модели (яркие целостные ситуации, являющиеся типичными, некими примерами) и воспоминания-якоря (ситуации в жизни, в которых произошли какие-то поворотные моменты, были приняты важные и осознанные решения).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot