Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Память. Виды памяти

Все предметы / Психология / Память. Виды памяти
Содержание статьи
Определение 1

Память – это форма психического отражения действительности. Она представлена способностью организма к закреплению, сохранению и воспроизведению информации о внешнем мире и собственном внутреннем состоянии для последующего применения в жизни.

Понятие памяти и ее особенности

Память представляет собой процесс, который протекает в человеческой психике. С ее помощью происходит накопление, сохранение и отображение информации. Память в психологии заключается в определении способности мозга к выполнению функций запоминания, хранения и воссоздания опыта.

Память — это психический процесс, который дает возможность индивиду вспоминать переживания и события прошлого. Человек в это время сознательно думает об их ценности в своей истории, осмысливая чувства и эмоции, связанные с ними. Процесс способствует расширению познавательных способностей.

Память обладает сложной структурой, которая включает функции и процессы, обеспечивающие восприятие сведений из окружающего мира и фиксацию прошлого опыта. Внутренняя память является сложным явлением. В нем происходят следующие процессы:

  • Восприятие,
  • Накопление,
  • Сохранение,
  • Систематизация,
  • Воспроизводство.

Память в психологии определяется через возможности человека перемещаться в пространстве и времени.

Виды памяти

Память — это многоуровневый и многофункциональный процесс. Его сложность предполагает классификацию нескольких видов.

Внутренняя память способна отражать биологические процессы запоминания информации людьми.

Внешняя память зафиксирована с помощью внешних средств (бумаги, диктофона). Классификация других видов памяти основана на характере психической активности, представлениях, характере связей с целевой деятельностью, длительности сохранения образов и целей исследования. Самым простым делением памяти считается классификация процесса на внутренний и внешний. Деление на виды в соответствии с характером психической активности предполагает ее классификацию на образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную.

Готовые работы на аналогичную тему

Образная память представляет собой процесс запоминания образов, которые были созданы на основе материала сенсорной системы. В образном процессе есть виды памяти, которые зависимы от основной анализаторной системы:

  • Зрительная (фиксирует образы предметов или людей, с которыми чаще всего происходит контакт);
  • Слуховая (образ звуков, которые человек слышал);
  • Вкусовая (вкусы, которые ощущал человек);
  • Обонятельная (образ запахов, с которыми ассоциируется соответствующее воспоминание);
  • Тактильная (касательные ощущения, напоминающие о предметах или людях).

С помощью двигательной памяти человек обучается, например, управлять велосипедом. Он может благодаря ей запомнить танец, плавать, вести любую трудовую деятельность и осуществлять целесообразные движения.

Эмоциональная память представляет собой способность запоминать чувства, переживание стыда и страха. Человек помнит благодаря ей эмоции и их относительность к определенной ситуации или моменту времени. Если у индивида отсутствовал бы данный психический процесс, то он был бы «роботом». Психологи считают, что именно умение выражать эмоции является залогом психического здоровья.

Словесно-логическая память основана на словах, суждениях и мыслях. Этот вид памяти также делится на механистическую и логическую. Первая из них включает в себя запоминание информации с помощью постоянного повторения (при отсутствии осознания смысла). Логическая память включает смысловые связи в запоминаемых объектах.

В соответствии с уровнем осознания запоминаемого материала память может быть 2 видов: имплицитная и эксплицитная. Первая из них концентрируется не на осознаваемой человеком информации. Запоминание осуществляется замкнуто и не зависит от сознания. Оно недоступно для прямого наблюдения. Этот процесс необходим для нахождения решения в какой-то ситуации. Это происходит даже тогда, когда не поддаются осознанию знания, уже имеющиеся у человека.

Эксплицитная память характерна для ситуации, когда происходит осознанное использование полученных знаний. Человек их извлекает, припоминает (например, при необходимости решить какую-либо задачу или использовать знания). Этот процесс может быть непроизвольного и произвольного характера. В непроизвольном процессе остались следы от образов (возникают бессознательно и автоматически).

В зависимости от продолжительности во времени память делится на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную. Для мгновенной (сенсорной) памяти необходимо отображение в удержании информации, которая воспринимается сенсорными анализаторами. Этот вид памяти, в свою очередь, классифицируют на иконическую и эхоическую.

Иконическая память представляет собой сенсорный регистратор зрительных раздражителей. Она помогает зафиксировать сведения в целостном виде. Люди никогда не различают иконическую память и объекты окружающего мира. Если иконическая информация вытеснена другими сведениями, то зрительное ощущение может стать более восприимчивым. При поступлении зрительного материала на очень высокой скорости одна информация может наслаиваться на ту, которая уже содержится в памяти (так называемый эффект обратной маскировки).

Замечание 1

В эхоической памяти образы хранятся не дольше 3 секунд. Как правило, это происходит под воздействием слухового раздражителя.

Кратковременная память помогает человеку запомнить образы после однократного (кратковременного) восприятия. Благодаря ей их можно мгновенно воспроизводить. В этом процессе большую роль играет число стимулов для восприятия, включая их физическую природу. Здесь не принимается в счет информационная нагрузка. Оперативная память предназначена для сохранения следа образа, который требуется для выполнения текущего действия.

В долговременной памяти хранятся следы образов длительное время. Она позволяет их в дальнейшем использовать в деятельности. Благодаря этому запоминанию индивид получает возможность накапливать знания. Далее он извлекает их по собственному желанию, или в случае внешнего вмешательства в головной мозг (например, в процессе гипноза).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис