Самооценка — это осознание собственной идентичности вне зависимости от изменяющихся условий среды. У многих людей она проявляется в качестве тенденции оценивать себя чуть выше среднего. В целом для индивида присуща потребность в достаточно высокой самооценке.
Особенности самооценки личности
Процесс развития личности происходит в онтогенезе. На него влияет целый ряд факторов. Степень сформированности индивидуально-типологических особенностей напрямую зависит от природных задатков и влияния среды. Исследования показали, что каждый человек намеренно или бессознательно сравнивает себя с другими людьми. В результате этого он вырабатывает достаточно устойчивое мнение о собственной внешности, интеллекте, здоровье. Таким образом, формируется «набор» самооценок.
Заниженное оценивание собственных качеств и свойств способно отрицательно воздействовать на личность. Это ведет к следующим последствиям:
- Появление чувства неудовлетворенности;
- Формирование сниженного фона настроения;
- Закрепление «комплекса неполноценности».
Излишне низкая самооценка, имеющая стойкий характер, приводит к чрезмерной зависимости от других людей, несамостоятельности, искаженному восприятию окружающих. Самооценка проявляется через сравнивание идеального «Я» с реальным. В юношеский период идеальное «Я» еще всесторонне не оценивается самой личностью. Данное противоречие имеет объективный характер в развитии личности молодого человека, вызывая внутреннюю неуверенность в себе.
Применение фототерапии для повышения самооценки
Для современной психолого-педагогической практики характерно использование разнообразных методов, которые способствуют повышению самооценки. Один из сравнительно новых методов психологической коррекции самооценки представлен фототерапией (в частности, портретной фотосессией).
Портретная фотосессия может быть использована как метод психологического консультирования для коррекции самооценки. Она позволяет создавать фотографические изображения человека, находить и фиксировать его положительные ресурсные характеристики и сильные стороны.
Этот процесс состоит из нескольких связанных и последовательных этапов индивидуальной работы:
- Знакомство специалиста с клиентом путем проведения терапевтической беседы и тестовой фотосъемки;
- Обучение дыхательным упражнениям, которые направлены на достижение состояния покоя и внутреннего комфорта;
- Работа с упражнениями, которые помогают внутренним процессам изменять то, что происходит снаружи (построение обратной связи с фото-терапевтом с помощью фотосъемки, проявление латентных потребностей и свойств личности);
- Осуществление съемки нового телесно-эмоционального состояния, раскрытие творческих возможностей и личностных ресурсов;
- Проведение терапевтической беседы путем просмотра и анализа изготовленных фотографий.
На завершающем этапе происходит вербализация клиентом новых ощущений своего «Я» с одной стороны. Для этого требуется эмпатическая поддержка фото-терапевта. Для данной стадии требуется интеграция полученного опыта в повседневную жизнь и взаимоотношения.
Современная фотография становится проводником эмоций и жизненных событий. Они могут не только оставаться в памяти, но и доносятся до множества других людей. Фотографии могут отличаться разнообразием, быть очень личными, эмоциональными, страстными или грустными.
Фотографии используются в современной психологии, поскольку фотографическое изображение способно затронуть самое потаенное и глубинное, что есть в человеческой душе. Фотография вызывает у людей желание делиться с другими людьми тем, что они считают важным, интересным и самым главным.
Процесс фотографирования и сами фотографии обладают психотерапевтическим эффектом. На этих особенностях выстраивается специфическая техника психотерапевтического направления, названная фототерапией. Она состоит из различных методов работы с фотографией. Так, работа может происходить с автопортретом, семейными фотографиями или самостоятельным творчеством клиента.
Среди техник психологического консультирования все большую популярность стал набирать метод психотерапевтической фотосессии. Этот метод считается инновационным. По этой причине его не относят к уже известным методикам и техникам (например, арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии или психодраме).
Если рассматривать фотосессию в качестве процесса, то можно увидеть, что она способна помочь собрать в единое целое образ «Я», поднять самооценку. Метод решает также проблемы, причина которых относится к самооценке. Не все они обязательно связаны с телесностью. Так же, если обратиться к фототерапии в целом, то многие фотоизображения для человека могут быть ресурсными.
Фотосъемка помогает преодолеть комплексы. Благодаря ей человек смотрит на себя с другой стороны, открывая для себя ресурсное состояние. У него появляется способность решать проблемы самостоятельно.
Фототерапию в качестве психологической методики разработали недавно. Она изучена достаточно мало. Сегодня существуют различные проективные методики, которые связаны с анализом результатов творчества. Тем не менее, фотосессия стала совершенно иным направлением, которое состоит в возможности раскрытия личности и ее внутреннего состояния.
Желание нравиться присуще каждому, вне зависимости от того, каким образом производится оценка себя в актуальный момент времени. Данная оценка зависит от среды, в которой жил, рос и воспитывался человек. Все это влияет в целом на его самооценку и самосознание. Самопринятие телесного «Я» и внешности человеком, таким образом, приводит к росту уровня общей самооценки. Оно снижает уровень влияния другого человека на отношение к собственному телу и себе в целом.