Самосознание — это процесс осознания личностью самой себя, собственной сущности и места в системе огромного количества общественных связей.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Дети с ЗПР (задержка психического развития) включены в многочисленную и разнородную по своему составу категорию. Формирование самосознания у определенной группы детей показывает негрубые нарушения со стороны ЦНС. Это связано с ранним органическим поражением мозга. У другой группы детей задержка развития проявляется ввиду функциональной незрелости ЦНС. Еще одна причиной отставания в нервно-психическом развитии —соматическая ослабленность и хронические заболевания. Отдельное воздействие способны оказать и неблагоприятные микросоциальные условия.
ЗПР представляет собой процесс замедления темпа развития психики. Задержку, как правило, обнаруживают при поступлении ребенка в школу. Она выражена в следующих признаках:
- Недостаточное количество знаний,
- Ограниченность представлений,
- Незрелость мышления,
- Преобладание игровых интересов,
- Отсутствие способности заниматься интеллектуальными видами деятельности.
Задержку психического развития специалисты относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, выраженной через замедленный темп созревания соответствующих психических функций. В целом этому состоянию присуща гетерохронность (разновременность) проявления отклонений. Также оно проявляется через существенные различия в степени их выраженности и в прогнозе последствий.
Существует много характеристик категории «задержка психического развития. Результат исследовательской деятельности представлен теориями об одной из разновидностей отклонения от нормы в дефектологии. Некоторые ученые полагают, что ЗПР может проявляться как в легкой форме нарушения развития (временной), так и в более устойчивой, тяжелой (вплоть до олигофрении и легкой формы дебильности).
Ребенок с ЗПР может посещать обычное дошкольное учреждение или школу. Здесь важно учесть необходимость повышенного внимания к ребенку с наличием отдельных занятий с дефектологом, логопедом.
Формирование самосознания у детей с ЗПР
Становление личности и психическое развитие связано с формированием самосознания. Оно представляет собой осознание самого себя и отношение к себе в качестве физического, духовного и общественного существа.
Самосознание является процессом осознания личностью самой себя. Это происходит при всем многообразии индивидуальных особенностей, осознании своей сущности и места в системе большого количества общественных связей. В качестве объекта самосознания выступает сама личность, включая мысли, чувства, потребности и весь внутренний мир человека.
В российской психологии и педагогике есть фундаментальные труды детских психологов, которые уделяли большое внимание соответствующим сторонам развития личности ребенка-дошкольника. Многие исследователи рассматривали такой процесс, как формирование самосознания (например, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мухина и др.).
В. С. Мухина определила, что основой самосознания является способность ребенка присваивать благодаря механизмам идентификации накопленный опыт человечества. Она выделила в самосознании «кристалл личности», базой которого становится имя собственное (идентифицируется с телесной индивидуальностью) и социальное признание. Последнее дети получают сначала от непосредственного, а потом от более удаленного социального окружения.
Для формирования самосознания имеют значение следующие составляющие:
- Самоощущение,
- Представление о схеме тела,
- Восприятие самого себя,
- Самооценка,
- Рассмотрение «Я» в качестве внутреннего субъекта.
Исследования показали, что качественная сторона самосознания в качестве компонента личности у детей с ЗПР характеризуется недифференцированностью представлений о собственном «Я». Для состояния присуща слабость рефлексии, доминирование в представлениях о себе внешних признаков, размытость в оценке собственных личностных качеств, характера, поведения. У ребенка с ЗПР дисгармоничное отношение к себе (персонифицирование своего «Я», его недооценка), отсутствует позитивное отношение к себе, ограничены способы познания себя.
В случае нарушений интеллектуального развития, включая его задержку, становление различных психологических новообразований замедляется и отличается специфичностью. Интерес ученых к самосознанию детей с ЗПР проявлялся существенно реже, чем к особенностям их познавательного развития. Наряду с этим, современные тенденции специального образования предполагают целенаправленное развитие у детей с нарушениями социальной мобильности.
На сегодняшний день все более и более очевидной становится потребность в переосмыслении значения и места личностного, социально-эмоционального развития, развития самосознания и самопознания. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Представления о себе у дошкольников с ЗПР вербализуются в качестве недостаточно обобщенных и определенных в содержательном плане высказываний. Они включают набор конкретных действий в конкретном случае, а также недифференцированные суждения-штампы оценочного характера. Основная особенность формирования самосознания у детей с ЗПР состоит в недостаточной социальной компетентности (отсутствие желания самостоятельно и конструктивно решать проблемы личностных отношений).
Диагностика развития детей дошкольного возраста — это элемент дошкольного образования. Она помогает педагогам и родителям ребенка правильно выстраивать педагогическое общение. Специфика дошкольного периода, когда формируется самосознание ребенка, состоит в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. В это время развитие потенциальных возможностей в большей степени зависит от условий, созданных взрослыми людьми.