Психологическая готовность ребенка к школе — это показатель, который определяется психологической зрелостью ребенка. Ее необходимо формировать практически с самого рождения малыша. Как правило, формирование психологической готовности происходит в детском дошкольном учреждении или в развивающем центре.
Проблема готовности ребенка к школе
В педагогике и психологии дошкольный возраст рассматривается традиционно в качестве периода, в течение которого психическое и личностное развитие человека как бы «дозревает» до той степени, которая даст ему возможность органично переходить к систематическому школьному обучению.
Мировой и отечественный опыт предусматривает, что успешная учебная деятельность ребенка будет зависеть от подготовленности к школьной жизни. Синоним готовности детей к обучению в школе — это категория «школьная зрелость».
В психолого-педагогической практике школьная зрелость — это критерий, который показывает достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития. Эти показатели позволяют ребенку успешно и эффективно преодолевать нагрузки, которые связаны с систематическим обучением и непривычным режимом дня в школе.
Проблема школьной зрелости в современных условиях становится очень актуальной. Это связано с тем, что на момент поступления в школу большая часть будущих первоклассников с психологической точки зрения не готова к школьному обучению. Многие дети посещают до школы детский сад, группу по подготовке к школе. В этих учреждениях педагоги часто делают упор не на развитие, а на обучение ребенка навыку счета, чтения и письма.
Современные родители хотят отправить своих детей в школу как можно раньше. Кроме детского сада уде в дошкольном возрасте дети приучаются ходить на многочисленные спортивные секции, музыкальные занятия и др. Родители стали одержимы манией раннего обучения. Они не понимают, что очень раннее обучение, которое, как правило, сводится к выработке навыков и умений в соответствующей сфере, не помогает ребенку проходить правильное психическое развитие.
Психологическая готовность к обучению в школе
Психологическая готовность к обучению в школе представляет собой комплексное явление. Оно образуется с помощью соответствующих уровней развития важных психологических качеств дошкольника. Исследователи рассматривают различные компоненты или виды школьной готовности. Общая готовность к школе состоит из физической, личностной и интеллектуальной готовности. Существует и более полная схема школьной зрелости в виде единства типов деятельности и сторон компетентности дошкольника.
Компоненты школьной готовности, которые приняты большинством педагогов и психологов, включают:
- Психофизическую и моторную составляющую, которая напрямую связана с познавательной стороной;
- Интеллектуальный уровень;
- Коммуникативно-речевую сторону;
- Эмоционально-волевую сторону;
- Личностный аспект.
Физическая деятельность и работа мелкой моторики в детском возрасте влияет на развитие структур и функций головного мозга, которые обеспечивают базу учебной деятельности. Данные движения способны развивать пространственную ориентацию, аспекты произвольной регуляции, способности к сопоставлению и сравнению, отделению главного от второстепенного.
Исследования таких авторов, как Л. С. Выготский, А. Валлон, Ж. Пиаже, отражают первостепенное значение движения в становлении психической функции дошкольника. Помимо этого, отмечено существование прямой и тесной взаимосвязи между физическими и психическими качествами. Физическая готовность предполагает соответствующий уровень функциональной зрелости организма. Это необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, особенно тонких моторных координаций. Она предполагает физическую и умственную работоспособность, состояние здоровья ребенка.
Среди критериев, которые отражают состояние здоровья, большую значимость при оценке готовности ребенка к школе имеют возраст биологического развития (способен отражать общую морфологическую зрелость и относится к состоянию отдельных органов и систем), нервно-психическое здоровье, склонность к острой заболеваемости (оценка производится по количеству заболеваний за прошлый год) и др.
Аспекты формирования готовности ребенка к школе
В возрасте 5-6 лет у ребенка активно развивается память, которая становится более произвольной и управляемой. Под воздействием школьного обучения память формируется в 2 направлениях: рост объема словесно-логического запоминания и самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения.
У дошкольников должен происходить скачок и в развитии мышления. Если в этот период преобладает наглядно-действенное мышление, то у школьника уже формируется словесно-логическое мышление. Далее происходит и развитие других видов мышления (например, пространственно-образного).
В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает семиотическую функцию, которая предполагает способность образовывать понятия, заменяя конкретный предмет на его символ. Этот факт жизненно необходим для последующего школьного обучения. Мера развития данной функции способна характеризовать уровень интеллектуального развития дошкольника.
Еще одна важная характеристика ребенка в 6 лет представлена креативностью. Он должен уметь создавать новые рисунки, конструкции, образы, которые отличаются гибкостью, оригинальностью и вариативностью. В этом возрасте проявляются такие качества, как познавательный интерес и любопытство.
Такие ученые, как С. В. Кривых и М. В. Урбанская рассматривают интеллектуальную готовность в качестве развития образного мышления, воображения, творчества. Ребенок должен иметь представление об основах словесно-логического мышления. Это необходимо для овладения средствами, которые понадобятся в дальнейшем обучении.