Мотивационный компонент психологической готовности к школе
Психологическая готовность к школьному обучению – это уровень психического развития ребенка необходимый и достаточный для освоения школьной программы.
В период дошкольного детства психологическая готовность является очень важным итогом психического развития. Современные требования к организации воспитания и обучения требуют новых и эффективных психолого-педагогических подходов, а это значит, что проблема готовности дошкольников имеет особое значение. От того, насколько успешно будет решена эта проблема, будет зависеть успешность всего последующего обучения.
Школьная зрелость имеет три традиционных аспекта:
- интеллектуальный,
- эмоциональный,
- социальный.
Интеллектуальная зрелость – это, прежде всего, концентрация внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, сенсомоторная координация. Интеллектуальная зрелость говорит о функциональном созревании структур головного мозга.
Что касается эмоциональной зрелости, то она представляет собой возможность в течение длительного времени выполнять не совсем привлекательное задание.
Социальная зрелость проявляется в потребности ребенка в общении со сверстниками, способность исполнять роль ученика и подчинять свое поведение законам детской группы.
Исходя из данных параметров, специалистами созданы тесты определения школьной зрелости. Проработка проблемы готовности к школьному обучению содержится в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б Эльконина, Е.Е. Кравцовой.
Несмотря на то, что подходы к исследованию этой проблемы разные, все они, тем не менее, признают факт, что школьное обучение будет эффективным в том случае, если первоклассник для начального этапа обучения обладает необходимыми и достаточными качествами, которые в дальнейшем развиваются и совершенствуются. Говоря другими словами, основой готовности к обучению в школе является некий базис развития, помогающий ребенку успешно учиться.
Исследования ученых в отношении обучения детей в начальной школе говорят о том, что их основные психические функции к началу обучения письменной речи ещё не начали процесса своего развития и обучение опирается на незрелые психические процессы.
Наиболее важным компонентом готовности ребенка к школе Л.И. Божович считала мотивационный, и выделяла две группы мотивов учения:
- мотив потребности в общении,
- мотив потребности в интеллектуальной активности.
Данные мотивы формируют внутреннюю позицию школьника. Мотив побуждает к деятельности, а мотивационная готовность складывается из положительных представлений о школе, желания учиться и сформированной позиции.
Для мотивационной готовности характерна самооценка, поэтому к концу дошкольного периода, у ребенка уже должна быть адекватная самооценка, он должен понимать удачи и промахи. Формирование самооценки происходит под воздействием похвалы взрослого, влиянием чувства самостоятельности, переживаемой в разных видах деятельности. Ребенок в разных видах деятельности оценивает себя по-разному, например, правильно оценивает себя в рисовании, в грамоте – переоценивает, а в пении недооценивает.
Диагностика психологической готовности ребенка к школе
Важным этапом психологического развития дошкольника является его психологическая готовность к школе. Школа – переломный момент в жизни ребенка, его переход к новому положению в обществе, к новому образу жизни, поэтому маленький человек должен обладать определенным уровнем общего развития. Для проведения диагностики психологической готовности существуют не просто методики, а целые программы, дающие сведения о сформированности каждого компонента школьной зрелости.
Диагностические программы содержат ряд общих элементов:
- цель исследования по данной методике;
- диагностический материал;
- инструкции по выполнению задания;
- порядок оценки и интерпретации результатов исследования.
Так, например, диагностика мотивационной готовности проверяется с помощью теста «Персонификация мотивов». Тест позволяет выявить наиболее значимые для ребенка мотивы для обучения. В систему мотивов входят – учебно-познавательные, социальные, позиционные, внешние мотивы по отношению к учебе, игровой мотив, мотив высоких отметок.
Результаты теста позволяют сделать вывод – неблагоприятный прогноз успешности является следствием недостаточной развитости мотивов, связанных с содержанием учения, аналогичная картина и при высокой развитости игрового мотива, когда для ребенка главным содержанием школьной жизни становятся не уроки, а коллективные игры. Благоприятным сочетанием мотивов будут: учебный – социальный - позиционный, учебный – социальный - игровой, учебный – социальный - мотив высоких отметок. О несформированности мотивационной готовности говорит сочетание мотивов: внешний – игровой - высокая отметка, внешний – игровой -позиционный.
Роль родителей в формировании психологической готовности ребенка
Проведенные многочисленные исследования говорят о том, что семья во многом определяет успешность подготовки ребенка к школе. Многие авторы и, в частности, Л. А. Венгер, Р. В. Овчарова, считают, что в положительных условиях воспитания 6 лет является возрастом, когда ребенок из дошкольника постепенно превращается в школьника. Помощь ребенку в этом является обязанностью родителей.
Желание пойти в школу и учиться в школе отличаются друг от друга и составляют внутреннюю мотивацию ребенка. Однако если ребенок в семье слышит, что школа неинтересна и является пустой тратой сил и времени, и родители не проявляют никакого интереса к его обучению, то мотивация будет не сформирована.
Личный опыт родителей должен показать ребенку, что нет непреодолимых препятствий, а для выполнения поставленной цели необходимо время и старательность. Вовлечение ребенка в совместные занятия всей семьи способствуют формированию и обучению навыкам сотрудничества.
Семья ребенка оказывает воздействие на становление его собственного стиля жизни. Сотрудничество с взрослыми, их навыки и умения, жизненный опыт, мотивируют интерес к обучению, помогают влиться в коллектив и адаптироваться к его нормам и правилам.
Узнать, как необходимо учить ребенка, какие предъявлять к нему запросы, соответствует ли поведение ребенка школьным правилам – это задача родителей и на анализе этого необходимо строить ход семейного воспитания.
Ошибка родителей заключается в том, что они не уделяют должного внимания когнитивной мотивации ребенка и стараются только научить его читать, писать и считать.
При подготовке ребенка к школе это ошибочное убеждение проявляется в трудностях адаптации к школе.