Младший школьный возраст: основные психологические характеристики
Младший школьный возраст - это период в психологии развития и возрастной психологии в диапазоне от 6-7 лет до 10-11 лет.
Основными психологическими направлениями развития в данном возрасте являются: обретение социальной-психологической компетентности, а также формирование дифференцированности своих возможностей.
Социально-психологическая компетентность личности - это интегративное качество личности, которое отражает способность взаимодействовать с окружающим миром, социумом, устанавливать контакты с разными индивидами и группами людей. Это совокупность перцептивных, когнитивных и поведенческих характеристик, позволяющих человеку ориентироваться в разных социальных ситуациях.
Формирование чувства дифференцированности своих возможностей заключается в том, что ребенок начинает потихоньку осознавать на собственном опыте достижений и неудач, что у него получается, а что еще нет. Поскольку в дошкольный период его самосознание, в основном, представляет интериоризацию тех личностных качеств, которые чаще всего говорят про своих детей родители. В этом же возрастном периода ребенок начинает сам пробовать себя.
Что касается, общих психологических характеристик, то линия развития выстраиваются следующим образом: перцептивные способности становятся более направленными и произвольными. Развивается новая форма восприятия - слушание. Помимо этого, дети начинают потихоньку абстрагировать форму от предмета, развивают восприятие времени, пространства и количества.
Внимание расширяется в своем объеме вследствие расширения социальной среды взаимодействий, в связи с этим развивается переключаемость, распределяемость и произвольность. Из-за большого обилия стимулов внимание ребенка неустойчиво и характеризуется низкой степенью концентрации.
Память ребенка также развивается по линии произвольности, в том числе расширяются возможности по освоению рациональных способов запоминания: с опорой на смысловые связи, через наглядность, повторения, самоконтроль, включение познавательного интереса.
Воображение также активно развивается: значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах, возрастает активная репродукция воображения.
Мышление ребенка в данном возрасте характеризуется преобладание наглядно-образного характера: дети способны к решению задач и построению умозаключений, но на основании локальных связей и в пределах конкретной задачи. Кроме того, они склонны использовать готовые приемы решения, стереотипы.
Речь в этом возрасте становится объектом познания, развивается в двух направлениях: понимание речи другого человека и формирование собственной разговорной речи. Важной задачей является развитие объяснительных форм речи. В области коммуникативной сфера появляются формы группового общения: общественное мнение, развивается требовательность друг к другу, взаимная оценка ребятами друг друга.
Развитие самосознания детей младшего школьного возраста
Я-концепция младших школьников отличается все еще высокой степенью фрагментарности, в ней нет четкого видения себя. Как правило дети в этом возрасте знают о себе то, что хорошего либо плохого говорят о них их родители. Но сами интегрировать в себя эти компоненты дети еще не могут.
Когнитивный компонент Я-концепции ребенка в этом возрасте развит еще очень слабо: образ Я, как правило, стабилен и объективирован, он вне времени и вне ситуации. Даже если послушать ребенка, то он, говоря о себе, очень часто апеллирует к высказываниям самих родителей, их воспоминаниям о детях. Ребенок не помнит себя в прошлом, не способен также выстроит свой образ в будущем.
Это также связано и с особенностями мышления на данном этапе: преобладание наглядно-образных процессов не дает ребенку выйти за рамки ситуации «здесь и сейчас», то есть не дает абстрагироваться и перенести образ себя в прошлое или будущее.
Что касается самооценки, то младший школьный возраст является сензитивным для ее формирования. В дошкольном возрасте самооценка ребенка формируется под влиянием родителей и близких людей. В младшем школьном возрасте она уже очень сильно подвержена влиянию авторитета учителя: поскольку ребенок выходит в зону вторичной социализации, то здесь уже ее агентами становятся учителя и различные социальные группы. Для детей в этом возрасте чрезвычайно критичной является оценка учителем их достижений и неудач, эту оценку они экстраполируют на всю личность и определяют себя в соответствие с ней.
Помимо этого, у детей актуализируются познавательные интересы, в этом возрасте для них очень важным становится оценка учителем именно способностей к учебной деятельности, нередко, когда учитель педагогически неверно оценивает познавательные способности ребенка, у него пропадает всяческий интерес к той или иной области, появляются неуверенность и страх.
Кроме этого, самооценка детей в данном возрасте является предельно конкретной, сотканной из оценок учителя, взаимных оценок детьми друг друга, а также родительскими интроектами определенных качеств. И все эти оценки и качества ребенок сопоставляет с самим собой, принимая их. Грубо говоря, когда родитель говорит: «Ну ты у меня и растяпа», - ребенок интроецирует эту оценку и сопоставляет себя именно с этим растяпой. То же касается и учительских оценок.
В целом, если говорить о самооценке детей в данном возрасте, то она носит слегка завышенные характер в младших классах: но по мере взросления и обучения они все более осваивают свою новую позицию ученика, овладевают навыками рефлексии, дифференцируют свои возможности и начинают оценивать себя более адекватно. Самооценка в первый год обучения влияет на весь учебный процесс, формирование учебной мотивации и интерес к учебе в целом.
Формирование позитивного образа Я
Я-концепция - это важный компонент самосознания личности, без которого невозможно адекватное личностное развитие и реализация возможностей человека. Образ Я влияет на то, какие цели, планы и мечты формирует для себя человек, какие жизненные перспективы и возможности для себя определяет.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития положительного образа Я, поэтому педагогам и родителям важно понимать особенности и механизмы развития положительного образа Я ребенка.
Исследования в области Я-концепции и ее формирования отмечают, что для развития позитивного образа можно использовать следующие инструменты: переносить самооценку с одних качеств и свойств личности на другие, а также постоянно обновлять самооценку новыми и актуальными ситуациями, в которых проявляются те или иные качества личности.
В рамках учебной деятельности, это может обозначать то, что для ученика можно создавать частные ситуации, в которых он будет успешен, то есть формировать частную позитивную самооценку, и затем постепенно расширять эти ситуации и интегрировать эти ситуации успеха (частную самооценку) в целостную концепцию себя.
Кроме того, важно делать акцент на тех качествах и свойствах личности, которые еще не были реализованы, формировать условия для их реализации. Важно хвалить ребенка даже за самые “малые” достижения (так как они для него не отнюдь не маленькие), это повлияет на его уверенность в себе и способность справиться с аналогичными трудностями.
Для обозначенных двух основных инструментов влияния на самооценку педагогу, а также родителю, важно иметь хорошие представления о сильных сторонах ребенка, а также его зонах роста. На основе этих представлений педагогу важно выстраивать учебные ситуации таким образом, чтобы достижение успеха в них было наиболее вероятно для ребенка. Так формируется базовая положительная самооценка. Затем ситуации достижения успеха должна расширять и в зоны роста.
Кроме этого, базовым компонентом процессов по формированию положительного образа является благожелательная и доверительная атмосфера в классе, эмпатийное и чуткое отношение учителя.
Хорошим способом формирования положительного образа у ребенка является трансляция положительной оценки его успешности через других значимых лиц, например, родителей.
Таким образом, основная задача формирования позитивного образа – это создание условий, в которых ребенок будет успешен уже относительно развитых у него качеств, а также тех, которые находятся в его зоне роста. При развитии тех качеств и способностей, которые находятся в зоне роста, важно отмечать любые достижения ребенка.