Круг интересов подростков — это психологическая основа их ценностных ориентаций, поскольку в подростковом возрасте интерес переключается с частного и конкретного на отвлеченное и общее.
Особенности интереса и направленности
Интерес является составляющей частью направленности личности и важнейшим элементом в ее структуре. Он выражает общую направленность личности и направляет все психические процессы как деятельность по определенному руслу. Таким образом, происходит активизация деятельности личности, соответствующей ее интересам.
Направленность состоит из двух моментов, тесно связанных между собой. Первый из них включает предметное содержание (направленность — это в любом случае направленность на что-то). Второй из них состоит в напряжении, которое при этом возникает.
В расширяющемся контакте с окружающим миром люди сталкиваются с новыми предметами и сторонами действительности. Если при появлении тех или иных обстоятельств что-либо приобретет некоторую ценность, то оно взывает у человека интерес в виде специфической направленности личности.
Категория «интерес» многозначна. Можно чем-то интересоваться или быть заинтересованным в чем-нибудь. Это разные интересы, хотя они связаны между собой. Так же как потребности, включая общественные интересы, характеризуют «интерес» с психологической точки зрения. Они предопределяют направление и становятся источником.
Существенное свойство интереса связано с тем, что он в любом случае направлен на тот или иной предмет. Если о влечении и потребностях говорят как о внутренних импульсах, которые отражают внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связаны с объектом, то интерес представляет собой интерес к тому или иному объекту.
Интерес является мотивом, действующим в силу осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом из них в определенной степени просматриваются оба момента, но соотношение между ними на различных уровнях сознательности может отличаться. Если общий уровень сознательности (осознанности) интереса невысок, то будет преобладать эмоциональная привлекательность.
Роль познавательных и учебных интересов в подростковом возрасте
В подростковом периоде происходит важнейшая перестройка учебной деятельности школьника. В это время наблюдается общий рост сознательного отношения к действительности, когда у ребенка заметно растет осознанное отношение к учению. Оно связано с позитивным отношением к настоящим и глубоким знаниям.
В процессе овладения основой наук, наряду с обогащением жизненного опыта и расширением кругозора, развиваются интересы подростка. В первую очередь, это интересы, имеющие познавательный характер. Заметно и развитие общественно-политических интересов.
Интересы в отрочестве, как правило, начинают приобретать форму серьезных увлечений. Это настоящая страсть, которая буквально захватывает человека, часто с вредом для всех других занятий. Такие показатели как активная любознательность и любопытство, жадное стремление к познанию, характерные для подростков, приводят к нестойкости их интересов.
Изменившийся характер, формы учебной деятельности и любознательность ума требуют от подростков высшей и более организованной умственной деятельности. Они становятся способными к более сложному аналитически-синтетическому восприятию предметов и явлений. Их восприятие постепенно становится плановым, последовательным и разносторонним.
В подростковом возрасте значительно меняется и умственная деятельность. Для этого периода характерно:
- Изменение содержания предметов;
- Изменение логики построения учебных курсов;
- Потребность в новом характере усвоения знаний;
- Сопротивление к самостоятельному мышлению;
- Появление способности абстрагировать и обобщать и др.
У подростков под воздействием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений происходит формирование склонности к определенному виду деятельности. Это связано с тем, что именно в этот период начинают возникать глубокие, действенные и стойкие интересы.
Становление профессиональных интересов подростков
Основное содержание подросткового возраста представлено профессиональным самоопределением. Для внутренней позиции подростков присуще особенное отношение к будущему. Так, восприятие и оценка настоящего у них осуществляется с позиции будущего.
Подростковые увлечения чаще всего связаны со случайными факторами. Подростки ориентируются только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, при этом не замечают других ее аспектов.
В качестве основы для адекватного профессионального выбора подростка выступает развитие познавательных интересов и профессиональной склонности. Интерес здесь заключается в активной познавательной направленности человека на выбранный предмет.
Интересы подростка различаются по нескольким показателям:
- Содержание,
- Широта,
- Длительность,
- Глубина.
Содержание и широта интересов способна отражать кругозор и любознательность. Для глубины и длительность характерна устойчивость профессионального выбора.
Если рассматривать ступени развития познавательных интересов, то можно выделить несколько составляющих, включая любопытство, любознательность и теоретический интерес. Профессиональный интерес подростка в качестве познавательного аспекта состоит в наличии трех основных компонентов: эмоций, интеллекта и волевой сферы.
Для формирования интересов в подростковом возрасте большую роль играет интеллектуальный компонент. Он необходим для понимания значения и смысла профессиональной деятельности, что представляет собой предпосылку интереса. Так, успешное решение умственной части задач при выполнении работы влияет на становление и закрепление профессионального интереса.