Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эволюция теорий поэтапного формирования умственных действий

Теория учебной деятельности

Определение 1

Теория поэтапного формирования умственных действий – это детально разработанная система положений о механизмах многоплановых изменений личности человека, связанных с образованием новых образов, действий, понятий.

Теория учебной деятельности очень подробно описана в работах В.В. Давыдова под названием «Теория развивающего обучения».

Учебная деятельность – это путь познания от общего к конкретному, основным содержанием которого являются теоретические знания, развивающие у учащихся основы теоретического сознания и мышления.

В.В. Давыдов сравнивает учение школьников и деятельность ученого-исследователя и говорит об основных отличиях. Школьник усваивает специально изложенные результаты научных исследований, а способ изложения знаний отличается от способа самого исследования. Исследование выявляет всеобщую внутреннюю основу. Учебная деятельность, хотя тоже начинается с всеобщей основы уже найденной, но идет в направлении мысленного воспроизведения частных её проявлений, сохраняя при этом внутреннее единство.

В.В. Давыдов считает, что в процессе учебной деятельности мышление школьников схоже с мышлением ученых. По его мнению, путь усвоения знаний можно охарактеризовать такими чертами - мысль школьника идет в направлении от общего к частному, а такое усвоение направлено на выявление условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.

Реализовать учебную деятельность можно путем выполнения таких действий:

  • постановка учебной задачи;
  • преобразование условий поставленной задачи;
  • процесс моделирования, создание новой формы;
  • преобразование модели для изучения её свойств в «чистом виде»;
  • создание системы частных задач;
  • контроль над выполнением действий;
  • оценка усвоения способа.

Учебные действия состоят из отдельных операций, которые могут меняться в зависимости от поставленной задачи.

Такие учебные действия как контроль и оценка играют большую роль в усвоении знаний.

Контроль обеспечивает необходимую полноту операционного состава действий и правильное их выполнение.

Что касается оценки, то она позволяет определить, в какой степени усвоен учебный материал и усвоен ли вообще.

«Эволюция теорий поэтапного формирования умственных действий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Оценка является качественным рассмотрением результата усвоения, а не просто констатацией усвоения. Оценка говорит о том, решена или нет поставленная задача.

Контроль и оценка помогают школьнику обратить внимание на содержание своих действий в соответствии с решаемой задачей.

Замечание 1

На основе теории учебной деятельности построена система развивающего обучения, являющаяся вершиной отечественной психологии обучения XX века, которая и сегодня считается одной из самых эффективных педагогических систем России.

Теория поэтапного формирования умственных действий по Гальперину

Автором данной теории был П.Я. Гальперин, разработавший её в 50-е годы XX века и выделивший 6 этапов:

  1. мотивационный этап;
  2. ознакомление с действиями и условиями его выполнения;
  3. формирование действия с развертыванием всех операций, входящих в него;
  4. отработка действия во внешнем плане, в громкой речи;
  5. проговаривание действия «про себя»;
  6. перенос действия во внутренний процесс мышления.

На первом мотивационном этапе учащиеся знакомятся с целью обучения – идет создание познавательной мотивации с использованием проблемных ситуаций.

На втором этапе составляется схема действия, ученик знакомится с теми действиями, которые должен выполнить, разбирается в содержании усваиваемого действия, в составе и порядке операций, необходимых для выполнения.

Третий этап связан с формированием действия в материальной или материализованной форме с развертыванием всех входящих в него операций.

Как материальная форма действие выполняется с реальными предметами. При материализованной форме действие выполняется с преобразованным материалом – это могут быть модели, схемы, диаграммы, чертежи и др.

На этом этапе есть обязательное условие – сочетание материальной и речевой формы действий, для того чтобы усваиваемое действие отделить от предметов, с помощью которых это действие выполняется. При безошибочном выполнении действия ориентировочные карточки и материальные опоры убираются.

На четвертом этапе действие формируется в громкой речи. Не имея материальных опор действия, ученик анализирует материал в громкой социализированной речи, которая обращена к другому человеку. Одновременно выполняется речевое действие и сообщение об этом действии. Сообщение должно быть понятным тому, кто контролирует процесс обучения, а речевое действие – развернутым. Этот этап характеризуется тем, что происходит переход от внешнего действия к мысли о действии.

На пятом этапе идет формирование действия во внешней речи, т.е. «про себя». Используется предыдущая речевая форма, но только вслух не произносится. Завершающим моментом этого этапа является правильное и быстрое выполнение каждой операции.

Заключительный шестой этап формирует действие во внутренней речи – ученик сообщает только конечный результат, а само действие сокращено и автоматизировано.

Поэтапное формирование умственных действий позволяет достичь позитивных и устойчивых результатов.

Замечание 2

Теория П.Я. Гальперина показывает, как должно быть построено обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью ориентировочной основы, которая является главным дидактическим средством.

Система развивающего обучения по Л.В. Занкову

По мнению Л.В. Занкова программа и существующая методика обучения в начальной школе, рассчитанная на память, дает низкий уровень знаний и умений, не обеспечивает максимального общего развития учащихся. Причина этого заключается в облегченном примитивном характере учебного материала, имеющего низкий теоретический уровень, причем индивидуальность и любознательность детей не учитываются, а темп обучения очень медленный.

Исходя из этого, под руководством Л.В. Занкова, началась работа по созданию эффективной системы обучения детей начальной школы. Положение Л.С. Выготского – обучение должно вести за собой развитие – Занков пожил в основу своей системы.

В границах экспериментальных работ Занкова общее развитие учеников начальной школы рассматривалось как развитие способностей – развитие наблюдательности, развитие отвлеченного мышления, развитие практических действий.

Система обучения, следствием которой является развитие, опирается на дидактические принципы, разработанные учеными. От традиционных дидактических принципов они отличаются тем, что направлены на достижение общего развития школьника.

Принципы системы обучения Занкова:

  • ведущая роль теоретических знаний;
  • высокий уровень трудности;
  • быстрый темп обучения;
  • осознание процесса обучения детьми;
  • целенаправленная и систематическая работа над общим развитием учащихся, особенно слабых.

Среди всех принципов особо выделяется принцип обучения на высоком уровне трудности. Исходя из этого принципа, и методика и содержание обучения должны вызывать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом.

Трудность Занков определил как препятствие, а её высокий уровень связан с принципом быстрого темпа обучения.

Суть обучения быстрым темпом заключается в постоянном обогащении ума ребенка разносторонним содержанием и включением в систему знаний новых и старых сведений.

Принцип осознания учения и принцип сознательности не совпадают, поэтому требуется научить школьника осознавать не только сведения, знания, умения, но и сам процесс овладения знаниями.

Система Занкова требует от учителя скрупулезной работы над общим развитием всех учащихся, включая слабых детей.

Важно всем учащимся обеспечить продвижение в общем развитии, а для этого большое внимание должно быть уделено формированию мотивов учения, вызывающих познавательный интерес интеллектуального роста.

Дата последнего обновления статьи: 15.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot