Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология моды

Определение 1

Психология моды — это направление психологии, которое занимается изучением того, каким образом цвет, изображение, стиль и красота оказывают влияние на поведение человека, и разрабатывает методы его коррекции.

Понятие моды и психологии моды

Психология моды сочетает категории, которые предполагают глубокий философский анализ. С одной стороны, психология является областью знаний, непосредственно ориентированных на субъект в качестве носителя сознания. С другой стороны, мода представляет собой феномен социального проявления, который выражен через совокупность доминирующих привычек, ценностей и вкусов этого субъекта (субъектов) в некоторый момент времени.

Моду нельзя считать носителем Сознания, поскольку она предназначена для отражения Сознания субъектов моды. Анализ понятия «психология моды» может определяться не только семантической интеграцией этих категорий («психология» и «мода»), а еще и деятельностью субъектов, которые исследуют психологию моды с научной и практической (эмпирической) точки зрения.

Философия относит психологию моды к культурологической и социально-экономической категории. Мода представляет собой форму массового поведения (отношений между людьми). Она всегда предусматривает диалог и коммуникацию людей друг с другом. Отношения в сфере моды детерминированы, в первую очередь, социальными причинами.

Мода понимается как форма массового стандартизованного отношения между людьми. Данная форма общения способна приблизить человека к постижению ее сути. Сам по себе термин «мода» не может быть вне рамок человеческого сознания. По этой причине сочетание «психология моды» изначально подразумевает наличие субъекта (обладателя сознания).

Основы психологии моды

Основа исследования любой научной дисциплины заключается в научно-категориальной матрице, включающей следующие составные части:

  • Объект и предмет исследования,
  • Методологию и методы исследования,
  • Гипотезу исследования и научные теории (концепция, парадигма, школа), которая возникает в качестве результата подтверждения гипотетических предположений.
«Психология моды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проводя анализ психологии моды с научной точки зрения, выделяют объект исследования психологии. Он представлен личностью субъекта, деятельность которого непосредственно или опосредованно относится к моде. Основные субъекты моды считаются законодателями, производителями, распространителями, потребителями.

Предмет исследования психологии моды — это проявленные и скрытые акты сознания (психики), характерные для личности субъекта моды. Психические проявления различных лиц, как правило, отличаются друг от друга.

Если взять за пример мотивацию личности, то часть мотивационных факторов личности законодателя моды включает реализацию творческого потенциала, известность и признание, амбиции и авторитет. Мотив производителя и распространителя модных продуктов часто является весьма прагматичным и заключается в получении материальной выгоды.

Потребительские мотивы отличаются, но их можно свести к двум основным. В первую очередь, важно выделить мотив достижения (например, «быть в тренде» для реализации своих жизненных целей и задач), мотив избегания неудач («казаться модным» для маскировки комплекса неполноценности).

В рамках психологии моды рассматриваются социально-психологические механизмы, благодаря которым действуют закономерности и происходит переход от причины к следствию. Если говорить о социально-психологических механизмах влияния (воздействия), то нужно подразумевать те из них, которые проявляются в ходе взаимного влияния людей друг на друга. Они оказывают прямое воздействие на уровень коммуникативной активности, глубину и полноту психологического контакта и понимания.

Такие явления включают психическое заражение, внушение и подражание. Заражение представляет собой бессознательную, спонтанную форму включения личности в сопереживание общего психического состояния. Это происходит одновременно с большой группой людей.

Внушение является социально-психологическим механизмом целенаправленного, неаргументированного воздействия. Оно ориентировано на создание общего психического состояния, включая побуждение к индивидуальным (массовым) действиям. Для подражания характерно воспроизводство одним лицом некоторых образцов поведения другого человека (группы лиц). Все социально-психологические механизмы в континууме феномена моды влияют на человека и представляют собой социальное явление.

Методология и методы исследования психологии моды

Методология представлена синтезом методов, психологических технологий из сферы социальной психологии и области моды. Если взять за основу традиционную классификацию методов психологии, разработанную Б. Г. Ананьевым, то можно синтезировать основные методы:

  • Организационные методы, включая сравнительный, лонгитюдный и комплексный метод (например, процесс сравнения образов модных тенденций в ходе исторического развития, анализ цикличного повторения элементов костюма в различные времена, исследование длительных модных тенденций);
  • Эмпирические методы, включая наблюдение (в том числе и самонаблюдение), эксперимент, психодиагностику (тест, анкета, опросник, социометрия, интервью и беседа), анализ процессов и продуктов деятельности (эскиз, коллекция модных вещей, работы производителей различных брендов), биографический метод (анализ событий в жизни субъекта моды, социальный статус, профессиональная направленность, материальный уровень);
  • Методы обработки данных, включая количественный (статистический) и качественный анализ, когда происходит дифференциация материала по группам и вариантам с описанием случаев в качестве наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями;
  • Интерпретационные методы, включая генетический и структурный метод.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot