Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоциональные состояния, их виды и роль в общении

Все предметы / Психология / Эмоциональные состояния, их виды и роль в общении

Сущность, компоненты и функции эмоциональных состояний

Определение 1

Эмоциональные состояния – это реакции психики человека на разнообразные жизненные обстоятельства, определяющие направленность деятельности личности.

Эмоциональное состояние оказывает влияние на принятие решений человеком, его реагирование на поведение и поступки других людей, самочувствие и продуктивность деятельности. В случае, если человек не способен контролировать собственные переживания, то они начинают как бы «управлять» им, то есть оказывать влияние на его действия, поступки и поведение, что в итоге может привести не к самым приятным последствиям.

Эмоциональное состояние представляет собой достаточно сложный психический процесс, который состоит из трех взаимосвязанных элементов:

  • Физиологический компонент – представляет собой внешнее отражение того, что на данный момент происходит в организме при проявлении того или иного эмоционального состояния. Например, учащенный пульс и сердцебиение, повышение частоты дыхания и т.д.
  • Психологический компонент – характеризует непосредственно переживаемые человеком эмоции. Например, грусть, гнев, радость и т.д.
  • Поведенческий компонент – проявляется в виде жестикуляции, мимики, разнообразных действий (активность, заторможенность, плач, агрессия и т.д.).

Физиологический и психологический компоненты представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния человека, в то время как поведенческий компонент характеризует его внешне проявление.

Основные характеристики эмоциональных состояний:

  1. Полярность. Эмоции могут быть положительно и отрицательно окрашенные. Кроме того встречается и смешение эмоций. Например, человека можно одновременно любить и испытывать по отношению к нему гнев или обиду.
  2. Энергетическая заряженность. По напряженности выделяют стенические переживания и астенические переживания. Стенические переживания – это переживания, которые вызывают у человека повышение активности (восторг, разъяренность, воодушевление и т.п.). Астенические переживания – это переживания, которые понижают активность человека (страх, грусть, тоска и т.п.).
  3. Целостность. Эмоции оказывают воздействие на весь организм человека, предполагая взаимодействие между всеми психофизическими сторонами личности, все это проявляется в движениях, поведении, образе мыслей и т.д.
  4. Неотчуждаемость. Эмоциональное состояние человека тесно связано со всеми процессами, происходящими в его психике. Эмоции сопровождают не только работу органов чувств, но и оказывают влияние на интеллектуальную деятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции эмоциональных состояний:

  • Субъективная функция – эмоциональное состояние оказывает влияние на формирование у человека собственной точки зрения, а также позволяет устанавливать контакты и связи с внешним миром.
  • Коммуникативная функция – позволяет определить настроение другого человека, что позволяет правильно установить с ним контакт, а в некоторых случаях и вовсе манипулировать поведением.
  • Поведенческая функция – эмоциональное состояние определяет направленность поведения человека.

Классификации основных видов эмоциональных состояний

Существует множество различных подходов к систематизации и типологизации видов эмоционального состояния.

Наиболее простым и распространенным является следующее деление:

  • Позитивные эмоциональные состояния – приносят человеку удовлетворение, создают ощущение счастья и довольства от происходящего.
  • Негативные эмоциональные состояния – приносят человеку состояния неудовлетворенности и плохого настроения.
  • Нейтральные эмоциональные состояния – не оказывают прямого воздействия на состояние человека, его поведение и поступки.

Еще одной популярной классификацией эмоциональных состояний является классификация Додонова, в которой состояния распределяются на виды в зависимости от выполняемых функций:

  1. Коммуникативные – возникают у человека в процессе общения.
  2. Альтруистические – находятся во взаимосвязи с стремлением приносить другим людям пользу и радость.
  3. Практические – проявляются в случае, если человек успешно выполнит задуманное и получил ожидаемый результат.
  4. Глорические – связаны с потребностью человека самоутвердится.
  5. Путнические – связаны с тягой к опасности и риску.
  6. Романтические – связаны со стремлением к необычному, нестандартному, новому.
  7. Эстетические – возникают у человека при взаимодействии со сферой искусства.
  8. Гностические – обусловлены тягой к познанию нового.
  9. Акизитивные – основаны на собирательстве и накоплении.
  10. Гедонистические – обусловлены испытанием удовольствия от осуществляемой деятельности или результата своего труда.

Эмоции в общении

Эмоциональное состояние человека имеет большое значение в его общении и взаимодействии с другими людьми. Обусловлено это тем, что оно оказывает влияние на его голос (ласковый, грубый), мимику, жесты, позу и т.д.

Именно эмоциональное состояние регулирует взаимоотношения между людьми, благодаря тому, что они представляют собой достаточно сложную форму поведения, готовность действовать тем или иным образом по отношению к определенным людям.

Замечание 1

В повседневной жизни эмоциональное состояние оказывает влияние на межличностные отношения людей, либо облегчают их, либо усложняют. Эмоции способны не только активизировать, но и угнетать и даже разрушать личность.

Эмоции в общении играют огромную роль, и это важно не только для построения взаимоотношений с окружающими людьми, на работе и т.д. Это важно для семьи и той атмосферы, которая будет сформирована благодаря им. Многие даже не осознают, что эмоции являются определяющим фактором для создания благоприятного микроклимата в общении между людьми. Ведь от того, насколько положительные эмоции человек испытывает во время общения, будет зависеть, захочет ли он и впредь общаться с тем или иным человеком.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Сергеевна Исаева

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис