Психологическое развитие — это формирование психических процессов и личностных особенностей человека через воспитание и обучение. Данный процесс происходит в соответствии с характеристиками возрастного периода, начинается с момента рождения человека и выражается в накапливании качественных и количественных преобразований психики на протяжении всей жизни.
Этапы развития личности. Младенчество и детство
В психологии чаще всего используется возрастная градация этапов развития личности. Так, этапы развития личности по Фрейду и Эриксону предполагают изменение сознания личности по мере взросления. Также существует концепция эволюции личности по социальному и духовному уровню восприятия жизни.
Самой большой популярностью пользуется возрастная теория развития, которая включает следующие этапы:
- Младенчество,
- Раннее детство,
- Дошкольный возраст,
- Школьный возраст,
- Юность,
- Молодость,
- Зрелость,
- Старость.
Рассмотрим каждый из них более детально.
На этапе младенчества происходит закладывание основ личности и отношения к окружающему миру (доверие или недоверие, уверенность или отсутствие уверенности).
Важнейшее значение здесь имеет мать ребенка, представляющая для него целый мир. Младенцу нужна забота матери, позволяющая чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Последующее личностное развитие во многом зависит от первых дней жизни.
Если существует доверие, то ребёнок воспринимает мир позитивно в качестве надёжного, предсказуемого, спокойного места. Такой человек и впоследствии будет легко переносить трудности, даже временное отсутствие мамы рядом. Если материнская забота в должной мере отсутствует, то может возникнуть чувство недоверия, страх и подозрительность. Таким образом, основой первого периода является соотношение: «доверие-недоверие».
Раннее детство — это период от 1-го до 3-х лет. В этот период дети получают способность контролировать свои выделительные функции, становясь более крепкими физически и выполняя более сложные действия (ходьба, карабкание, умывание и др.).
Очень часто на этом этапе проявляются призывы к самостоятельности (ребенок часто говорит: «Я сам»). При этом важный момент состоит в том, чтобы родители помогали осуществлять ребенку самостоятельные действия. Необходимо предоставлять возможности для развития личности, становления автономии. Если постоянно опекать малыша и всё делать за него, то это способно навредить развитию, наравне с необоснованной требовательностью.
Дошкольный возраст — это период с 3-х до 6-ти лет. Его часто называют возрастом игры и периодом осознания различия полов. Эта стадия характеризуется ростом социального взаимодействия (игра, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к труду).
Саморазвитие может проявляться через умение брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, заботу о животных. Основной лозунг звучит: «Я то, что я буду. В этот период формируется Супер-Эго, происходит понимание социальных ограничений.
Ребенок начинает испытывать радостные чувства от самостоятельных действий, начиная ассоциировать себя с особым, важным человеком. В этом возрасте у него появляются первые цели. К тому же, дети здесь уже проявляют фантазию при выборе игр и создании своих развлечений. Взрослые должны на этом этапе поощрять самостоятельные действия. Это будет представлять собой основу для развития инициативы, независимости, помогая в развитии творческих способностей.
Школьный возраст начинается в 6 лет, а заканчивается в 12 лет. В этот период можно наблюдать замедление развития психики, на первый план выходит освоение и исследование внешнего мира, формирование контактов.
Основа развития представлена стремлением осваивать новые знания («Я то, чему могу научиться»). Ребенку прививается дисциплина, он начинает участвовать в решении различных задач, начинает проявляться стремление к творчеству.
Детям необходима поддержка взрослых для психического развития личности.
Период юности и молодости
Юность представляет собой период от 12 до 19 лет. В это время происходит идентичность личности и самоопределение. В этот важный период становления и развития личности человек ищет себя, своё место в этой жизни, выбирая роль, которая подходит для него. Молодые люди переосмысливают в этом возрасте жизнь и ценности.
Молодость (20 - 25 лет) является началом взрослой жизни, периодом возникновения любви, привязанности, создания семьи и самостоятельной жизни. На этой стадии психического развития проявляется потребность во всесторонней интимной близости (не только на физическом уровне).
Важным в это время считается наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, умение сливаться с любимым человеком без потери собственной идентичности. Молодые люди постепенно учатся выстраивать межличностные отношения. Если не удалось обрести баланс в отношениях, то появляется чувство одиночества.
Большую роль в этом периоде играет любовь. Это чувство рассматривается в качестве доверия к партнёру, верности при любых обстоятельствах, заботы о ближнем. Все стадии развития личности необходимо пройти вовремя, особенно этап молодости.
Этапы зрелости и старости
Зрелость ограничена периодом с 26 до 64 лет. Здесь происходит развитие личности, проявляется забота о подрастающем поколении. Человек, находящийся в зрелом возрасте, даже если у него нет детей, больше заостряет внимание на внешний мир и помощь другим. В обратном случае может проявиться «кризис среднего возраста», чувство бессмысленной жизни.
К этому возрасту, как правило, люди уже достигают некоторых результатов в жизни, начинает появляться потребность передавать свои знания и умения другим. Здесь же можно наблюдать профессиональное развитие личности.
Старость начинается от 65 лет и представляет собой последний этап психологического развития личности. На нем происходит очередное переосмысление жизни, пожилые люди всё чаще вспоминают прожитые годы, осознавая правильность или ошибочность ранее принятых решений.
Эта стадия развития личности приходит, когда уже много всего в жизни пройдено, покорены наивысшие вершины. В этом возрасте очень важно быть удовлетворённым, определяя радостные моменты в прожитой жизни.