Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.
Далее рассмотрим понятие эмоций, а также их специфику у нормальных и аномальных людей.
Понятие эмоций
Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.
Природа эмоций
- Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
- Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
- Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.
Особенности эмоциональной сферы у нормальных детей
Рассмотрим специфику эмоциональных проявлений именно у детей, так как здесь происходит становление и развитие данной сферы, что дает увидеть всю картину проявления эмоциональной сферы.
Основными особенностями развития эмоций в детском возрасте являются:
- появления осознанности чувств и эмоций;
- изменение самого содержания эмоций из-за смены социальной ситуации развития;
- изменение специфики проявления эмоций.
В целом, от 1,5 до 6 лет эмоции развиваются по алгоритму, показанному на рисунке 1.
дошкольном возрасте">
Рисунок 1. «Особенности эмоций в раннем и дошкольном возрасте»
Рассмотрим особенности эмоциональных проявлений младших школьников:
- снижение эмоциональной возбудимости;
- формирование чувства долга;
- повышение интереса к различным видам деятельности.
Далее обратимся к подростковому возрасту и его особенностям эмоциональной сферы:
- появление и повышение эмоциональной лабильности и возбудимости в целом;
- доминирование эмоциональной сферы над когнитивной в момент деятельности;
- интерес к противоположному полу;
- стремление к наиболее острым переживаниям (может проявляться в рискованных деятельностях или в чтении приключенческой литературы, например);
- развитие эмпатии;
- увлеченность и стремление подражать кумиру;
- частая неуверенность в себе, развитая самокритика;
- высокий уровень тревожности;
- развитое чувство дружбы/товарищества.
Таким образом, вся специфика подростковых эмоциональный проявлений может быть описана с трех сторон:
- развитие моральных и эстетических чувств;
- повышенная эмоциональность;
- дихотомия чувств.
Особенности эмоциональной сферы у аномальных детей
Различают различные нарушения в психическом развитии ребенка. Кратко изучим особенности эмоциональной сферы ребенка олигофрена:
- незрелость эмоциональной сферы;
- пассивность в игре, неэмоциональность;
- слабое развитие потребности в новых переживаниях, эмоциях;
- слабое развитие потребности в новых видах деятельности;
- раздражительность;
- повышенная возбудимость;
- двигательное беспокойство;
- неусидчивость;
- отсутствие мотивации.
Кроме того, для такого ребенка не характерное формирование социальных чувств, которые как раз должны развиваться в игровой деятельности.
Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя".
То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это может объясняться наличием только примитивных потребностей такого ребенка.
Как ни странно, у ребенка также может отмечаться своеобразная живость эмоций, которая проявляется в приветливости, доверчивости, оживленности.
Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.
Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.
Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.
Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.