Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика эмоций и чувств у людей

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие эмоций, а также их специфику у нормальных и аномальных людей.

Понятие эмоций

Определение

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Особенности эмоциональной сферы у нормальных детей

Рассмотрим специфику эмоциональных проявлений именно у детей, так как здесь происходит становление и развитие данной сферы, что дает увидеть всю картину проявления эмоциональной сферы.

Основными особенностями развития эмоций в детском возрасте являются:

  1. появления осознанности чувств и эмоций;
  2. изменение самого содержания эмоций из-за смены социальной ситуации развития;
  3. изменение специфики проявления эмоций.

В целом, от 1,5 до 6 лет эмоции развиваются по алгоритму, показанному на рисунке 1.

Особенности эмоций в раннем и <a href=дошкольном возрасте">

Рисунок 1. «Особенности эмоций в раннем и дошкольном возрасте»

Рассмотрим особенности эмоциональных проявлений младших школьников:

  1. снижение эмоциональной возбудимости;
  2. формирование чувства долга;
  3. повышение интереса к различным видам деятельности.

Далее обратимся к подростковому возрасту и его особенностям эмоциональной сферы:

  1. появление и повышение эмоциональной лабильности и возбудимости в целом;
  2. доминирование эмоциональной сферы над когнитивной в момент деятельности;
  3. интерес к противоположному полу;
  4. стремление к наиболее острым переживаниям (может проявляться в рискованных деятельностях или в чтении приключенческой литературы, например);
  5. развитие эмпатии;
  6. увлеченность и стремление подражать кумиру;
  7. частая неуверенность в себе, развитая самокритика;
  8. высокий уровень тревожности;
  9. развитое чувство дружбы/товарищества.

Таким образом, вся специфика подростковых эмоциональный проявлений может быть описана с трех сторон:

  1. развитие моральных и эстетических чувств;
  2. повышенная эмоциональность;
  3. дихотомия чувств.

Особенности эмоциональной сферы у аномальных детей

Различают различные нарушения в психическом развитии ребенка. Кратко изучим особенности эмоциональной сферы ребенка олигофрена:

  1. незрелость эмоциональной сферы;
  2. пассивность в игре, неэмоциональность;
  3. слабое развитие потребности в новых переживаниях, эмоциях;
  4. слабое развитие потребности в новых видах деятельности;
  5. раздражительность;
  6. повышенная возбудимость;
  7. двигательное беспокойство;
  8. неусидчивость;
  9. отсутствие мотивации.

Кроме того, для такого ребенка не характерное формирование социальных чувств, которые как раз должны развиваться в игровой деятельности.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя".

То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это может объясняться наличием только примитивных потребностей такого ребенка.

Как ни странно, у ребенка также может отмечаться своеобразная живость эмоций, которая проявляется в приветливости, доверчивости, оживленности.

Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot