Становление ученого
Эдвард Чейс Толмен ($1886$ г - $1959$ г) родился в Вест - Ньютоне, штате Массачусетс, США, в состоятельной либеральной семье бизнесмена. Вначале Эдвард изучал электронную инженерию в Массачусетском технологическом институте. Будучи на последнем курсе, заинтересовался психологией.
В $1911$ году поступил на факультет философии и психологии в Гарвардский университет. Ему повезло, как раз в то время ученый Мюнстерберг организовал экспериментальную лабораторию при Гарварде, где он и начал свою исследовательскую работу, в дальнейшем послужившей основой для диссертации на тему влияния запахов на запоминание бессмысленных слогов. В $1911$ году получил звание магистра, защитив диссертацию по электрохимии, а в $1915$ году защитил докторскую диссертацию на тему ретроактивного торможения.
Большое влияние на формирование его научных взглядов оказали теории Джона Бродеса Уотсона, основателя бихевиоризма и Уильяма Джеймса - родоначальника функциональной психологии. Познакомился Толмен с трудами этих ученых благодаря Йерку, который преподавал сравнительную психологию в Гарварде. В своих работах Толмен развивал одну из теорий Джеймса, о том, что сложные отношения возможно воспринимать без разделения на составляющие.
С $1915$ по $1918$ года преподавал в Северо-Западном университете. В $1918$ году Эдварда пригласили в университете Беркли в Калифорнии вести только что открытый курс сравнительной психологии, базирующейся на моделях его учителя - Йеркса. На новом месте Толмен не оставлял свои эксперименты, проводя обучение крыс в лабиринте.
В своей работе Эдвард столкнулся с противопоставлением теории бихевиоризма психологии. В попытках уйти от этого противоречия, он ввел понятие сознания в психологии через данные поведения. Толмен старался заслужить авторитет среди единомышленников-бихевиористов, при этом оценивал все сложности поведения, проводя опыты на крысах по латентному обучению методом проб и ошибок. Полученные результаты были опубликованы в двадцатых годах прошлого века, но они отличались от теории «стимул-реакция», которая будет распространена в тридцатые годы.
Научная деятельность и достижения
В $1932$ году выходит книга «Целенаправленное поведение у животных и человека», в ней ученый изложил свою теорию, возникшую на основе проведенных экспериментов. В своем труде Толмен ввел понятие «промежуточных переменных». Это сумма побудительных и познавательных факторов, которые действуют между стимулом и ответной реакцией, выделял два класса. Потребностные промежуточные переменные – такие как потребность в безопасности, пище, познавательные, сексуальное влечение. Толмен пытался психические явления свести к серии функциональных отношений, с помощью которых их можно предсказывать, контролировать. Рассматривая, что животные любой сложности организации познают мир лишь в целях поведения, считал, что если что то в мире нельзя познать таким способом, то познать это невозможно.
В противовес существовавшей теории «молекулярного» поведения, Толмен говорил о «молярном», считая поведение психологическим образованием, целостным, качественным, которое нельзя свести к сумме отдельных физиологических компонентов. Толмен говорил о необходимости изучения поведения в этой психологической специфичности, особенностях, отличающие его от физиологических и физических компонентов, которые лежат в его основе.
Эдвард считал немецкий язык важной частью своей теории, высокая доля многосоставных слов в этом языке навела ученого на мысль оценивать зависимости, наблюдаемые у крыс под другим углом. Для изучения языка Эдвард отправился в Германию, где и познакомился с Куртом Коффкой.
Толмен отмечал, что организм к объектам среды вырабатывает конкретную установку - готовность соотнести средства и цели еще до того, как совершается реакция. Объект познает мир через причинно-следственные связи, возникает система ожиданий.
В тридцатых годах распространилась теория Халла о взаимовлияние стимула и реакции, по этой причине теории Толмена не принимались, так как они были в оппозиции. В сороковых годах ученый возвращается к латентному научению, что бы в своих опытах опровергнуть теорию «стимул-реакция». Проводя эксперименты с крысами, Толмен был уверен, что только благодаря промежуточным переменным, возможно объяснить приобретенные ими навыки прохождения лабиринта. Считал, что животные в ходе процесса намечали и проверяли «гипотезы», ожидания. Смыслом упражнений в образовании познавательных структур, а не в упрочнении связи раздражитель-реакция.
Закон эффекта Толкмен считал не универсальным, показывая в своих опытах, что обучение возможно и без подкрепления.
С $1937$ года Толмен возглавляет Американскую психологическую ассоциацию. В $1942$ году вышла книга «Влечения к войне, в ней отразилось его неприятие войны. Один из родоначальников Общества психологических исследований социальных проблем, возглавлял движение протеста против клятвы верности в Калифорнийском университете. В $1948$ году выходит знаменитая работа, посвящённая когнитивным картам.
В $1951$ году издана работа «Психологическая модель», в которой он дополнил свои исследования и вместо двух, выделял три группы промежуточных переменных:
- система потребностных переменных
- система ценностных мотивов - предпочтение одних объектов другим
- бихевиористское поле - условия, в которых совершается действие.
Благодаря этой книге Толмен отодвинул теорию «стимул-реакция» на второй план. Эдвард определял поведение по внешним проявлениям, отрицая внутреннюю психологическую его природу. Выделял особенности поведения:
- любой поведенческий акт результат целевой ситуации, направлен на реализацию определенной цели;
- средства поведенческого акта - объекты поведения
- поведенческий акт использует средства, которые обеспечивают скорейшее достижение цели.
В $1957$ году Толмен за выдающиеся научные достижения отмечен наградой APA. Умер Толмен в $1959$ году в Калифорнии. Являясь последователем теории бихевиоризма, всю свою жизнь не оставлял попыток совместить его с психологией, определяя психические термины через понятия бихевиоризма. Его методы, применяемые в экспериментах на крысах, использовались многими учеными.