Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Борьба с противоправным поведением

Все предметы / Психология / Борьба с противоправным поведением
Определение 1

Противоправное поведение — это тип поведения, который подразумевает нарушение принятых в обществе моральных и правовых норм. Такие действия могут выражаться в совершении преступных деяний - грабежей, убийств и др.

Общая характеристика противоправного поведения

Отдельные отношения индивидов находятся вне области правового регулирования. По этой причине их вообще не оценивают определенные нормы права (например, дружба, любовь). Такие отношения могут поддаваться только моральной оценке. Проблему противоправного поведения рассматривают не только юридические науки, но и науки, относящиеся к социальному и психологическому аспекту.

Вопрос противоправного поведения — это центральная проблема исследования многих психологических и социальных наук. Под противоправным поведением понимаются действия конкретной личности (группы), которые отклоняются от тех, что установлены в определенном обществе и в соответствующее время. Это отклонение от законов и поведение, которое несет угрозу для благополучия других людей или социального порядка.

Действия, обусловленные противоправным поведением, как правило, уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях. Основные законодательные акты, с помощью которых происходит регулирование правового поведения, включают:

  • Конституцию,
  • Уголовный кодекс,
  • Гражданский кодекс,
  • Законы, которые официально приняты на территории отдельной страны и являются обязательными для исполнения всеми гражданами.

Для определения категории противоправное поведение применяются разные концепции и понятийный аппарат. В рамках осуществления борьбы с таким поведением, его называют асоциальным, антиобщественным, антисоциальным, преступным, криминальным, делинквентным (последний термин вызвал особенно горячие научные дискуссии).

Особенности борьбы с противоправным поведением

Борьба с противоправным поведением не считается «чисто» социально-психологической областью деятельности. Это обусловлено тем, что традиционно этот вопрос относят к компетенции юридических наук. Тем не менее, обвальный рост преступности в последнее время потребовал объединить все усилия для ее преодоления.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках общей борьбы очень четко стал прослеживаться отдельно социальный и психологический угол зрения. Разделение труда, сформированное в этой сфере между системой правовых дисциплин и социальной психологией, условно обозначается в качестве охраны общественного порядка, борьбы с преступниками, разработкой норм судопроизводства, принятия меры наказания.

Все это считается естественной задачей специальных общественных органов и предназначенных для этого разделов юридической науки. Тем не менее, сфера профилактики противоправного поведения, например, профилактическая работа с несовершеннолетними гражданами, рассматривает проблемы с позиции того, что в них может понадобиться и социальная психология.

Психология способна внести вклад в совместные усилия, что связано с множеством вопросов, которые разработаны в ней на теоретическом и экспериментальном уровне и относятся к ее специфической проблематике. Определенный перечень вопросов можно включить в условия формирования противоправного поведения личности.

Внимание психологии и осуществляемые прикладные исследования главным образом сосредотачиваются на анализе противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Именно для этой группы общества психологические методы борьбы с противоправным поведением показали большую эффективность. Особую роль здесь играет определение вопроса о значении первичных ячеек микросреды, где происходит формирование личности: семьи и школьные классы.

Борьба с противоправным поведением в психологии

С позиции социальной психологии в рамках борьбы с противоправным поведением необходимо уделить внимание следующим вопросам:

  • Определить механизм воздействия на преступника группы членства и референтных групп,
  • Определить механизм выбора соответствующей группы в качестве референтной,
  • Выявить значение статуса личности в группе для определения ее нравственного и психологического облика,
  • Выявить механизм развития индивидуального отношения к социальному контролю и усвоению социальных норм,
  • Определить оптимальные варианты влияния на человека, который еще не совершил противоправный поступок, но находится в «трудном» возрасте или «трудном» периоде собственного развития (например, трудные подростки).

Выясняя вопрос об условиях формирования противоправного поведения человека, помимо анализа значения воспитания и семьи, необходимо изучить всю проблематику социализации и развития у индивида определенных социальных установок и ценностных ориентации, которые влияют на становление личности.

В публикациях и специальной литературе до настоящего времени продолжается дискуссия на тему правомерности употребления понятия «личность преступника». В некоторых прикладных исследованиях данный вопрос получает при этом определенную разработку. Большая часть авторов полагает некорректно рассматривать особую структуру личности преступника, при этом для каждого случая противоправного поведения выбор альтернативы поведения предполагает предпосылки в системе личных свойств субъекта.

К личным свойствам необходимо отнести мировоззрение, опыт, установки, соответствующие ценностные ориентации, а также особенности внутренней системы социально-нравственного контроля, включая правосознание.

Таким образом, важные задачи социального психолога предполагают оказание помощи в выявлении тех отклонений от свойств личности, которая соблюдает определенные поведенческие нормы. Как правило, их можно фиксировать в каждом отдельном правонарушителе. Проведение подобного анализа естественно может потребовать выяснить вопрос о том, в какой степени эффективной становится угроза наказания. Здесь важно определить оптимальное соотношение между «санкциями», которые используются в случае совершения первых небольших преступлений и проступков.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис