Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Диспозициональные теории о роли наследственности и среды в развитии черт личности

Все предметы / Психология / Диспозициональные теории о роли наследственности и среды в развитии черт личности
Определение 1

Диспозициональная теория — это концепция, которая имеет 3 ответвления. В соответствии с этой теорией главный источник развития личности представлен генетическими факторами и особенностями среды.

Основные положения первого ответвления диспозициональной теории

Первое ответвление диспозициональной теории разработал немецкий ученый Э. Кречмер, который выявил некоторую связь свойств телосложения, нервной системы или мозга с соответствующими личностными качествами.

Последователи этого направления утверждали, что сами жесткие биологические структуры, включая связанные с ними личностные образования, будут зависеть от общих генетических факторов. Кречмер обращал внимание на связь телесной конституции и типа характера, а также телосложения и склонности к определенным психическим заболеваниям.

Например, человек с астеническим телосложением (худой, с длинными конечностями и впалой грудью) намного чаще, чем представитель иных типов телосложения, обладает «шизоидным» характером. Для этого типа присуща замкнутость и нежелание общаться.

Человек с пикническим телосложением, для которого присуще обильное отложение жира и выпуклый живот, намного чаще, чем другие люди, обладает «циклотимическим» характером. Для него характерны резкие перепады настроения, частая заболеваемость маниакально-депрессивным психозом.

Английский ученый Г. Айзенк предполагал, что такая черта личности, как интроверсия (экстраверсия), то есть замкнутость (общительность), связана с работой особой мозговой структуры, которая называется ретикулярной формацией. У интровертов эта структура предназначена для обеспечения более высокого тонуса коры. По этой причине этот тип людей избегает контактов с внешним миром (для них не требуется излишняя сенсорная стимуляция).

Экстраверты, напротив, как правило, тянутся к внешней сенсорной стимуляции. Это связано с тем, что у них сниженный тонус коры, при этом их ретикулярная формация не способна обеспечивать корковые структуры мозга нужным уровнем корковой активации.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения второго ответвления диспозициональной теории

Еще одно направление диспозициональной теории личности гласит, что особенности личности, в первую очередь, зависят от биологических свойств организма. Тем не менее, до конца последователи этой концепции не смогли определить, от каких именно черт и в какой степени происходит данная зависимость. Среди ученых этого направления наиболее известен Г. Оллпорт, который считается основоположником теории черт.

Черта представляет собой предрасположенность индивида вести себя одинаковым или похожим образом в разное время и в разных ситуациях. Например, про человека, который всегда разговорчив дома и на работе, говорят, что у него выражена такая черта, как общительность. Ученый считал, что постоянство черты связано с соответствующей системой психофизиологических характеристик. Кроме этого, Оллпорт рассматривал особую надличностную структуру человека, назвав ее проприум (от лат. proprium — я сам).

Категория «проприум» близка к термину «Я» в гуманистической психологии. Она включает несколько составляющих:

  • Высшие цели,
  • Моральные установки,
  • Смыслы.

Основная роль в развитии проприума была отведена обществу, хотя и считалось, что черты способны косвенно воздействовать на формирование тех или иных аспектов проприума.

Основные положения третьего ответвления диспозициональной теории

Еще одно направление диспозициональной теории представлено трудами таких отечественных авторов, как Б. М. Теплов и В. Д. Небылнцин. В своих исследованиях авторы утверждали, что в личности человека присутствуют два уровня или разных аспекта личностных свойств: формально-динамический и содержательный.

Такая категория, как содержательные свойства личности, была близка к понятию проприум. Они представляют собой продукт воспитания, обучения, деятельности и включают не только знания, умения, навыки, но и весь богатый внутренний мир человека (например, цели, смыслы, интеллект, характер, установки и др.).

Замечание 1

По мнению диспозиционалистов, развитие личности человека происходит на протяжении всего его жизненного пути. Тем не менее, ранние годы, в том числе период полового созревания, они определяли в качестве самых важных в этом плане.

Эта теория предполагает, что человек, вне зависимости от постоянных изменений в структуре своего поведения, обладает в целом определенными внутренними качествами, которые характеризуются устойчивостью (например, темперамент, черт).

Диспозиционалисты считали, что в личность включено как сознательное, так и бессознательное. В этом случае рациональные процессы более присущи для высших структур личности (проприум), а иррациональные проявляются в низших структурах (например, в темпераменте).

В соответствии с диспозициональной теории, личность наделена ограниченной свободой воли. Человеческое поведение в известной степени детерминируется эволюционными и генетическими факторами, включая темперамент и черты. Внутренний мир людей, включая личностные черты и аспекты темперамента, преимущественно обладает объективностью и может фиксироваться с помощью объективных методов.

Любое физиологическое проявление, в том числе речевая реакция или электроэнцефалограмма, отражают те или иные свойства темперамента и черты. Это обстоятельство легло в основу формирования специального научного направления, которое было названо дифференциальная психофизиология. Это направление занимается исследованием биологических основ личности и индивидуально-психологических различий.

В составе структурных моделей в этой теории личности наиболее известна модель личности, которую построил Г. Айзенк. Он отождествлял свойства личности со свойствами темперамента. Его модель включает три фундаментальных свойства личности: интроверсию (экстраверсию), нейротизм (эмоциональную неустойчивость, высокую раздражительность, возбудимость), эмоциональную стабильность, психотизм.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис