Ребенок раннего возраста — это ребенок первых трех лет жизни. Этот период является очень важным в развитии человека. В этом возрасте происходит формирование наиболее фундаментальных, глубинных личностных образований, включая общую самооценку, доверие к окружающим, интерес к миру, познавательную активность и др.
Особенности раннего возраста
Детский ранний возраст — это период самого интенсивного развития ребенка. Он длится с первых месяцев жизни. В этот период происходит стремительное изменение способа общения младенца и взрослых, включая характер его активности. По этой причине появляются основания делить младенческий детский возраст на две стадии: первое и второе полугодия жизни.
В первом полугодии в качестве ведущего фактора психического развития ребенка, который должен подвергаться диагностике, является ситуативно-личностное общение взрослыми. Подобное общение должно состоять в обмене позитивными эмоциями, которые выражают отношение младенца и взрослого.
Для ребенка в младенческом возрасте характерны проявления, которые складываются в целостную структуру поведения. Она получила название «комплекс оживления» и включает:
- Сосредоточенность на взрослом, которая сопровождается замиранием;
- Улыбку;
- Движения в виде оживления (повороты головы, вскидывание рук, перебирание ногами, выгибание корпуса тела);
- Вокализацию (гуление, вскрики).
Второй год жизни представляет собой новую стадию в психическом развитии ребенка. В этот период ведущей становится предметная деятельность. В ее процессе дети начинают освоение культурных способов обращения с предметами окружающего мира. На третьем году жизни для ребенка характерно использование уже достаточно богатого репертуара коммуникативных средств. Сюда можно включить экспрессивно-мимические средства, различные выразительные жесты (может смотреть взрослому в глаза, улыбаться, смеяться или сердиться).
Дети в возрасте 2-3 лет выполняют простейшие предметные действия. Так, в 2 года ребенок вкладывает игрушку в руку взрослого, обменивается игрушками. К трем годам появляется способность осуществлять совместные действия, появляются предречевые вокализации
Диагностика уровня психического развития
Проблема диагностики уровня психологического развития в раннем детском возрасте стала приобретать сегодня всё большую актуальность, как в сфере научных исследований, так и в практическом обучении и воспитании детей. В качестве основного запроса к психологам выступает формирование содержательных и надёжных методик, которые позволяют выявить уровень и индивидуальные аспекты развития каждого ребёнка. В психологии и педагогике требуются методики, помогающие своевременно обнаружить проявляющиеся отклонения в развитии. В этом процессе важно определение их природы и причин для того, чтобы предпринять своевременные корректирующие меры.
По традиции младенческий и ранний возраст рассматривают в качестве периода физиологического созревания, так как в этом возрасте происходит становление соответствующих психических функций, включая восприятие, речь и эмоции. Подобный взгляд приводит к представлению о развитии ребёнка как к сумме рядом расположенных процессов (например, моторики, сенсорики, речи, эмоций и др.).
Действующая сегодня диагностика развития ребёнка раннего возраста концентрируется преимущественно на определении степени развития соответствующих парциальных функций и частичных психических процессов. Тем не менее, подобная функциональная диагностика не способна давать представления о полном психическом развитии, так как нормальное развитие некоторых функций (например, моторики) маскирует отставание ребёнка в других сферах.
Основа развития ребенка раннего возраста
Основным стержнем развития и главной задачей воспитания является личность ребёнка. В рамках диагностики психического развития она может оказаться сведённой к разрозненным и частичным характеристикам некоторых процессов. Этот факт ориентирует преподавателей и психологов на развитие у детей отдельных привычек, навыков и умений.
Если декларировать определяющую роль общения в развитии ребёнка, то при его диагностике следует особое внимание обратить на формирование движений глаз, рук и на эмоциональные реакции, а также на инициативность младенца в отношении взрослых и к окружающего мира. Таким образом, целостную деятельность можно свести только к средствам её реализации.
Если использовать данный подход к воспитанию, то ребёнок может превратиться в объект воздействий взрослых. Здесь его развитие, как правило, сведено к усвоению навыков и умений с помощью «дрессуры». По этой причине сегодня, когда в нашей науке осуществляется переход к субъектной, личностно ориентированной педагогике, особенно актуально создание методик. Они должны быть направлены на диагностику не психических функций по отдельности, а на целостную личность ребёнка.
Теоретические позиции, которые заложены в психологии в основу диагностики уровня психического развития ребенка раннего возраста, основаны на культурно-исторической концепции. К ним можно отнести:
- Концепцию генезиса общения ребёнка и взрослых (разработана М. И. Лисиной);
- Теорию ведущей деятельности (разработана А.Н. Леонтьевым);
- Периодизацию психического развития Д. Б. Эльконина.
Если рассматривать данные позиции, то базовое условие полноценного психического развития детей раннего возраста представлено его общением со взрослым. Здесь проявляются основные психические новообразования.
Уровень развития коммуникативной сферы — это важнейший критерий психического развития ребёнка. Именно он дает возможность давать прогнозы на данное развитие в перспективе. По этой причине общение ребёнка и взрослых людей, начиная с самого раннего возраста, должно становиться важнейшим предметом диагностики.
Другой важнейший показатель степени психического развития ребёнка, заключается в уровне овладения ведущей деятельностью. Большинство исследований показали, что именно в ее рамках должны закладываться и развиваться основные психические процессы и образования личности. При наступлении каждого возрастного этапа общение и ведущая деятельность начинает приобретать собственное содержание.