Творчество — это процесс созидания нового, под которым подразумеваются как преобразования в человеческом сознании и поведении, так и продукты деятельности человека, создаваемые им для других. Это понятие весьма широкое, поскольку не только созданную картину или теорию, но и любой факт личностного роста человека можно отнести к творчеству.
Понятие и этапы творчества
Существует более широкое определение, где центральным звеном проблематики творчества являются не познавательные процессы и не личностные диспозиции, а экзистенциальные проблемы человеческого бытия, открытость людей новым возможностям.
Некоторыми исследователями термин «творчество» был сужен, поскольку они включили в него только познавательную деятельность, ведущую к новому или необычному видению ситуации (проблемы, стороны вопроса). Многие из них пытались понять условия рождения нового и последовательность происходящих при этом событий.
Т. Рибо выделял 3 фазы создания чего-либо нового:
- Процесс накопления фактов или опыта;
- Вызревание проекта или будущего образа;
- Рождение нового.
Возрастные особенности творчества
Творческую деятельность у ребенка можно наблюдать не сразу. Она проявляется постепенно, ее развитие происходит из более элементарных и простых форм. На каждом возрастном этапе она принимает свое собственное выражение.
В соответствии с исследованиями Рибо любая форма творчества требует включения эмоций и знаний, которые нужны для воплощения замыслов. Автор приводил в качестве примера путешественников, которые много видели, но не смогли рассказать об этом людям, или эмоциональных людей, чувственные порывы которых не давали возможность другим представить, что вызвало восторги рассказчика.
Для зарождения нового требуется сочетание эмоциональности и трезвости разума, поэтому творческие возможности у разных людей не одинаковые в различном возрасте. В детстве ребенок рисует, танцует, поет и декламирует стихи, а уже в начальной школе это делает меньшее количество детей. К подростковому возрасту в таком «искусстве» остаются единицы.
Некоторые авторы считают творчество не исключительным процессом, который касается лишь отдельных творческих личностей, а процессом, пронизывающим жизнь каждого человека, особенно в детском возрасте.
Д. А. Леонтьевым творчество было выделено в качестве универсальной натуральной функции, которая присуща всем нормально развивающимся детям. Также он рассматривал творчество в качестве высшей психической функции, в которую оно может быть трансформировано в ходе взросления. Сущность натурального творчества состоит в игре возможностями, в формировании субъективно нового вне определенной оценки.
Суть взрослого творчества состоит в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового. Переход от первого творчества ко второму осуществляется с помощью преодоления неизбежной конфронтации инертной социокультурной среды. Исход конфронтации будет полностью зависеть от особенностей личности, в первую очередь, мужества и личностной интеграции.
Развитие творчества у детей разного возраста
В норме активация воображения происходит у детей в возрасте 3 лет. Оно остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии может сохраниться у небольшого количества особенно одаренных людей. С возрастом многие люди навсегда входят в прозу практической жизни, закапывая мечты своей юности, но воображение у них не пропадает, а проявляется в некоторых аспектах жизни.
Если провести сравнение подростков и 6-7-летних детей, то оказывается, что в 15 лет в 2-3 раза меньше тех, кто увлекается рисованием. Если с оговоркой допустить, что сценическая игра (актерское творчество) является продолжением детской игры, а развитие артистических способностей в определенной мере должно подготавливаться в игровой деятельности, то можно предположить в зрелом возрасте значительное количество людей с развитыми актерскими способностями. Тем не менее, с возрастом существенно уменьшается круг людей, которые могут от природы производить сценические действия.
Что касается литературного творчества, то здесь происходит обратное. Наблюдается малое число детей, которые сочиняют стихи в 4-5 лет, а то, что дети делают с речью в возрасте от 2 до 5–7 лет, не считается проявлением литературных способностей. Далее происходит резкий сдвиг, когда каждый третий подросток начинает писать стихи, очерки, вести дневник, обнаруживает склонность к продуктивной работе в одном из жанров литературного творчества.
С возрастом можно наблюдать утрату потребности в литературном творчестве, так же, как и в изобразительном, но нельзя говорить об утрате способностей.
Детское творчество представляет собой канал скрытого развития взрослого творчества, важнейший инструмент формирования общей одаренности человека. Если и не происходит превращение способностей в талант, то они все-таки «работают» на формирование личности и ее образного мышления.
Для взросления необходимы более ригидные формы поведения, связанные с многократно проигранными надежными действиями. Нарастающая ригидность характерна для человека, но он отличается от животных способностью к творчеству и после детства. Возможно, это является следствием неотении, представляющей собой задержку на детской стадии развития.
Для подростков не характерно становление творческих способностей линейного характера, оно обладает в своем развитии двумя пиками:
- наиболее яркий всплеск их проявления, который отмечен к 10-летнему возрасту;
- юношеский возраст.
Принято выделять несколько уровней творчества. Нижняя возрастная граница эвристического уровня относится к старшему дошкольному возрасту, находясь в котором ребенок находит решение, но, тем не менее, продолжает решить задачу. Это приводит к выявлению других способов ее решения.
Для креативного уровня характерно то, что ребенок не использует самостоятельно определенную эмпирическую закономерность в качестве приема решения. Она выступает как новая проблема. Первое появление данного уровня отмечено в 10 лет.
Дети в одном возрасте могут находиться на разных уровнях творчества. Это связано с особенностями становления личности каждого из них.