Русская культура в творчестве Косты Хетагурова
Коста Леванович Хетагуров – выдающийся осетинский поэт, прозаик и драматург, основоположник осетинской литературы, этнограф, художник, общественный деятель, просветитель.
Свои многочисленные таланты и всю свою жизнь Хетагуров посвятил служению осетинскому народу. Поэт в своем творчестве призывал к развитию дружеских отношений между представителями различных конфессий и народов. Общественная и просветительская деятельность поэта – это синтез русского и кавказского народа.
Творчество Косты Хетагурова формировалось под влиянием множества факторов. На мировоззрение поэта большой отпечаток наложили политические и социально-экономические изменения на Кавказе. Стремительный переход от патриархально-родового строя к капитализму способствовал изменения во всех сферах жизни осетинского народа. Начала формироваться осетинская интеллигенция, и Хетагуров был в ее числе. Интеллигенция активно занимается культурно-просветительской деятельностью.
Значительное влияние на жизнь Хетагурова, на его творчество оказали русская культура и русский язык. Гимназические и студенческие годы поэта прошли в условиях общения с русской культурой, публицистикой и литературой. Это оказало значительное влияние на формирование нравственных идеалов поэта, его мировосприятие. С периодом обучения поэта в Ставропольской классической мужской гимназии связаны его первые поэтические произведения:
- «Новый год»;
- «Муж и жена»;
- «Вере»;
- «Зима».
По совету В.И. Смирнова Хетагуров поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у профессора Чистякова.
В 1885 году из-за отсутствия средств на обучение Хетагурову пришлось уйти из Академии и вернуться во Владикавказ. Коста относился с большой любовью к русской поэзии. Он перевел ряд произведений на родной язык. Это содействовало сближение осетинской и русской литературы. Произведения поэт посвятил таким выдающимся деятелям русской культуры, как А.Н. Островский, А.С. Грибоедов, П.И. Чайковский, А.П. Плещеев, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов.
В 1899 году Хетагуров на открытии памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске прочел свое стихотворение «Перед памятником». Произведение вызвало большой общественный резонанс.
Поэт писал на русском и осетинском языках. Первый сборник стихотворений Хетагурова на русском языке вышел в 1895 году под названием «Стихотворения». Цензурой было изъято несколько стихотворений, а также поэма «Кому живется весело». В итоге в сборник вошли сорок стихотворений и три поэмы:
- «Фатима»;
- «Перед судом»;
- «Се человек».
Место Хетагурова в русской культуре. Хетагуров-публицист
Осетинские стихи Хетагурова на протяжении долгого времени распространялись только в списках. Впервые книга стихов на осетинском языке была издана в 1899 году, и тоже со значительными изменениями.
«Осетинская лира» Хетагурова, стала основой для формирования современного осетинского литературного языка. Произведение пронизано любовью к своей земле и к своему народу, патриотизмом. Сам себя поэт определял как осетина, а Россия для него стала духовной родиной, с которой он чувствовал неразрывную связь.
Коста Хетагуров занимает в русской культуре особое место. Поэт сотрудничал с периодическими изданиями Пятигорска, Ставрополя, Санкт-Петербурга, Владикавказа. Именно в публицистике наиболее полно отразились гражданские позиции и идеалы автора. В 1895 году Хетагуров стал ответственным секретарем редакции газеты «Северный Кавказ». С приходом поэта в редакцию произошла переориентация издания к проблемам жизни горцев. Хетагуров в этот период пишет ряд злободневных статей:
- «Насущные вопросы»;
- «Внутренние враги»;
- «На чужбине»;
- «Владикавказские письма»;
- Цикл статей «Накануне».
В «Северном Кавказе» поэт опубликовал и большинство своих стихотворений на русском языке: поэму «Перед судом», сатирическую поэму «Кому живется весело», комедию «Дуня».
Работа над сборником стихотворений «Осетинская лира» была завершена в сентябре 1898 года
Значительное место в творчестве Хетагурова занимают христианские ценности братства, человеколюбия, свободы, любви. Они получили отражение в произведениях «Христос воскрес!», «Воспоминание», «Праздничное утро, или Мысли, вызываемые звоном к заутрене», «Страстная неделя», «Се человек». Христианская вера направила поэта по пути жертвенности, что подтверждается жизнью поэта, полной тяжелых испытаний, изгнаний, надежд и любви.
Хетагурова дважды высылали за пределы Терской области: в 1891 году как организатора протеста по поводу закрытия единственной женской школы и в 1899 году из-за ложного доноса.
Проза Хетагурова. Произведения для детей
По отношению ко всему творчеству Хетагурова верно то, что ключевыми факторами, которые сформировали талант поэта, являются русская литература и осетинская народная поэзия. Но в отношении отдельных жанров в творчестве Хетагурова следует учитывать степень влияния каждого из этих факторов. Развитие прозы Хетагурова шло в традициях русской литературы. Первое произведение, написанное Хетагуровым на русском языке – рассказ «Зима». Произведение было написано еще в гимназические годы. герой рассказа – бедный горец Асаев, попавший в гимназию и ведущий борьбу за существование.
Тематика прозаических произведений Хетагурова разнообразна. Писатель изображает и тяжелую жизнь осетин в горах, и положение «маленького человека», оказавшегося в большом городе, и психологию мальчика-черкеса, впервые покинувшего родной дом. Эти произведения по тематике соприкасаются со стихотворениями Хетагурова.
Писатель большое внимание уделял произведениям для детей. Известны его детские стихотворения: «Школьник», «Гино», «Будь мужчиной», «Шалун и т.д. Детская тема отразилась и в рассказе «Сегодня я окончил свои вечерние занятии». Основное внимание писатель сосредоточил на изображении психологии ребенка. В этом он ближе к Чехову. Писатель показывает детскую психику в небольшом рассказе.
Коста Хетагуров обладал многогранным талантом. Всю свою жизнь он посвятил служению народу. В своих произведениях он призывает к дружбе и взаимопомощи народов, стабильности и миру, к патриотизму. Творчество осетинского поэта особенно актуально в наше время.