Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виртуальная реальность в романе "Комьюнити" сквозь призму критики

Определение 1

«Комьюнити» – это роман А. В. Иванова, второе произведение его диологии о дэнжерологах, сочетающее в себе жанровые признаки сатиры, фантастики и мистического детектива.

История создания, особенности романа «Комьюнити»

Роман «Комьюнити» был опубликован А. В. Ивановым в 2012 году. Это вторая, после «Псоглавцев», книга о «дэнжерологах», но в этом произведении эта тема оказывается на периферии внимания автора. Обе книги – «Псоглавцы» и «Комьюнити» объединены образом Москвы.

Москва является центральным топосом романа «Комьюнити». Все, что происходит в произведении, происходит с москвичами и в Москве. При этом автор подчеркивает ее потрясающую пышность и небывалое богатство, через которые начинают проглядывать черты Апокалипсиса.

Статья: Виртуальная реальность в романе "Комьюнити" сквозь призму критики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

«Комьюнити» с точки зрения реализации художественного замысла больше тяготе к ранее написанному роману «Блуда и МУДО». Оба произведения сближены авторским видением современности – «постистории». Но в романе «Комьюнити» присутствует новый вектор изображения реальности, который позволяет не только понять глубинные процессы современности, но и предпринять попытку обозначить их сущность.

В романе «Блуда и МУДО» писатель ставит диагноз современному мышлению, называя его «пиксельным» и тем самым подчеркивая нивелирование ценностей и смыслов, что в результате превратило живой мир в мир симулякров. В «Комьюнити» же Иванов обозначил качественно новый этап этого процесса – практически полное исчезновение человека, который был заменен айфоном, как конечным продуктом общества потребления и мира, пораженного потребительским отношением, как к чумой. Эти процессы писатель показывает через моделирование взаимоотношений человека и Интернета, мира реального и мира виртуального. Отчасти роман «Комьюнити» близок с произведениями В. Пелевина. И не случайно, что имя популярного писателя присутствует в последних произведениях Иванова.

«Виртуальная реальность в романе "Комьюнити" сквозь призму критики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Но в отличие от Пелевина, Иванов не ставит задачу акцентировать виртуальное пространство.

Замечание 1

Произведение «Комьюнити» можно назвать романом-диагнозом.

Художник характеризует реальную действительность и протекающие в ней ментальные процессы с результирующих позиций. При этом виртуальное и реальное сплетаются настолько тесно, что в итоге становится сложно различить, где реальность, а где виртуальность.

Образ Чумы в романе

Образно-смысловым ядром, связывающим ряд местоположений между собой, является гетеротопия Чумы в произведении. Она объясняет смысл авторского замысла, соединяя в единое целое виртуальное пространство, изображенное автором, мир «онлайн», находящийся по другую сторону монитора компьютера, где герои ведут переписку, ищут необходимую информацию, и реальную действительность, Москву 2010-х годов.

В романе «Комьюнити» образ Чумы – это вертикаль, соединяющая разные времена, когда мир посещала Черная смерть. И такой же реальностью в романе являются Калитниковское и Ваганьковское кладбища.

Но эти топосы в виртуальном пространстве имеют «зеркальное» отображение. Это позволяет говорить о гетеротопии Чумы как инварианте образной парадигмы произведения.

В романе всеобщая компьютеризация рассматривается как деформация. Семантический интернет – это новый этап развития интернета. Иванов для изъяснения современности использует образ кладбища, могилы. Произведение начинается с похорон, на которых Глеб, главный герой романа, обнаруживает загадочную могилу. Но кладбище, которое открывается главному герою произведения, это не реальное место, а его виртуальная копия. Уже с самого начала автор сталкивает читателя со смещением пространства – постепенно реальная действительность подменяется виртуальным суррогатом.

Особое внимание следует уделить облику современной компьютерной Чумы. Она, как и средневековая болезнь, способна передаваться от человека к человеку. Герои романа один за другим сходят с ума или гибнут:

  • Гермес поражен безумием;
  • Славик оказывается в психбольнице;
  • Орли становится Королевой Чумы;
  • Борис превращается в Короля Чумы.

Образ Чумы постепенно приобретает тревожные обертоны, которые по масштабу превосходят последствия средневековой болезни. Но если чума как биологическая угроза оставляла в живых часть населения, то от чумы современной спасения нет.

Писатель показывает, что на смену человеку-созидателю пришел человек-потребитель, который становится невольным разрушителем жизнеобеспечивающей почвы. Потребление может лишь подменить жизненную полноту, но обеспечить ее оно не в состоянии. а виртуальное общение в комьюнити, которое постепенно приобретает тотальный характер, становится инструментом такой подмены. Изображенный Ивановым сдвиг имеет онтологическую природу, поскольку связан со свойствами сознания человека. сознание, призванное отражать реальную действительность, становится манипулятором реальности виртуальной, затем превращается в объект манипулирования.

И этот вирус положения, недостойного Человека разумного, в романе поражает все. Человек в Интернете не имеет цели, значит, не имеет и задач. Он включает компьютер ради развлечения. Этот процесс, начавшись, превращается в форму ежедневного существования москвичей самых разных профессий, ориентаций, увлечений. Так виртуальная чума становится реальной, губящей живых людей.

Естественная человеческая потребность в общении заменяется игрой в общение, в чтение информации, которое ни к чему не обязывает. В сети люди друг друга не знают, у них нет настоящих имен, они совершенно равнодушны друг к другу. Они собрались здесь, чтобы играть в страшноватую информацию, передавая ее друг другу. Но любая игра может затянуться. В романе трагедия Чумы предопределена катастрофой культуры. Эта катастрофа проявляется в антиномии потрясающе безграмотного человека и высокоорганизованной машины.

Фраза «Человек – это его айфон» стал лозунгом 21 века. И образ главного героя ярко иллюстрирует этот лозунг. Для Глеба айфон - основной канал связи с внешним миром. Устройство становится техническим продолжением частей тела, своеобразным протезом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot