Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социологический метод изучения литературы

Определение 1

Социологический метод изучения литературы – это метод, который подразумевает изучение связи литературы с социальными явлениями конкретных исторических эпох.

Определение 2

Вульгарный социологизм – это обозначение прямолинейного упрощенного истолкования форм общественного сознания (искусства, философии, литературы) исключительно как выражения интересов отдельного класса, как непосредственного результата воздействия на них техники или экономики.

Становление социологического метода изучения литературы

Литература является одной из форм общественного сознания. С этим пониманием связан социологический метод изучения литературы. Этот метод приобретает значение и смысл не в качестве единственного и универсального, а во взаимной соотнесенности с другими методами. Социологический метод, прежде всего, акцентирует связи литературы с социальными явлениями конкретных исторических эпох. История возникновения этого подхода восходит к культурно-исторической школе литературоведения. В 19 веке наиболее важной философской основой социологического метода был позитивизм. Социологический метод сближают с культурно-исторической школой следующие факторы:

  • Историзм
  • Внимание к процессам, а не к индивидуальностям
  • Стремление рассматривать литературу в качестве выражения закономерностей материальной культуры того или иного народа
  • Готовность объяснять художественное творчество при помощи законов других наук, в частности, социологии, экономики и т.д.
  • Интерес к влиянию литературы на политическую ситуацию и общественную жизнь.

Социологический подход к изучению литературы может быть применен и для анализа самого художественного произведения на фоне общественной жизни, и для изучения его воздействия на публику. В этом случае социологический метод соприкасается с психологическими подходами к изучению литературы и с рецептивной эстетикой.

В первом случае в художественном произведении в первую очередь выделяют исторические тенденции, изображение действия политических и экономических законов, социально обусловленные моменты, характеры, которые тесно связаны с общественной атмосферой.

Во втором случае рассматривается проблема рецепции произведения разными группами читателей.

«Социологический метод изучения литературы » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Социологическое мышление особенно интересно в динамическом состоянии. В России социологический метод начал складываться в 40-60 годы 19 века. Н. А. Добролюбов обозначал свою критику как «реальную» и представленную каким-либо автором картину соотносил с действительностью. Очевидным принципом «реальной» критики является мысль о том, что причины существования любого характера лежат во внетекстовой действительности, в самой жизни. Добролюбов стремился собрать существенные характерные черты произведений, которые отражают реальность, определить собственную их норму. Для критики интересно только взаимоотношение «текст – реальность».

Замечание 1

Важным принципом социологического метода является то, что в литературе интересно в первую очередь социально-типическое, а не индивидуальное.

Собственно литературные характеристики для социологического метода являются вторичными признаками. Такое искажение связано с особым местом этого метода в осмыслении литературы как системы.

Вульгарный социологизм

Со второй половины 1920-х годов в России большую значимость приобрел тезис о так называемом «классовом» понимании литературы. Искусство слова рассматривается как «зеркало жизни», которое призвано отражать жизнь и воспитывать ее в соответствии с идеологией пролетариата. Писателей стали называть «инженерами человеческих душ».

Социологизм в работах В. М. Фриче, А. В. Луначарского, П. С. Когана не был однородным или одинаковым. Разные авторы имели разный уровень масштабности и одаренности. Но именно концепции «вульгарного социологизма» стал основой деятельности многих творческих объединений и обусловили принципы большого количества изданий и исследований.

Например, в первой «Литературной энциклопедии» проведена установка на принципиальность классового генезиса поэзии. Также подчеркивалось, что противоречия в идеологии авторов пронизывают и форму их произведений.

Наиболее последовательные сторонники вульгарного социологизма прямолинейно и жестко связывали художественное мышление автора, включая детали стиля, с его классовой принадлежностью, отношением к политическому противостоянию. Последователи вульгарного социологизма считали перечисленные параметры определяющими для всего творчества в целом. Но социологический подход глубоко связан с классическими традициям отечественной литературы и культуры и не сводится к крайним и вульгарным формам.

Концепция В. Н. Волошинова

В 1930 годы В. Н. Волошинов предложил новое изложение принципов социологической поэтики, далекое от вульгарного социологизма. В своей статье «Слово в жизни и слово в поэзии» он пытается понять особую форму социального общения, которое реализовано и закреплено в материале художественного произведения. Положения этой теории определяет принцип диалога.

Волошинов выдвигает тезис о имманентной социологичности идеологических образований. Он понимает эстетические явления в качестве разновидности социальных. По мнению Волошинова, слово всегда выступает в высказывании и при этом захватывает определенную несловесную ситуацию. Таким образом, автор, герой и слушатель объединяются единым смысловым и пространственным кругозором. Этот кругозор Волошинов определяет как «подразумеваемое», данное абсолютно всем участникам этого общения.

Кругозор определяет и общность опенок, которые подразумеваются теми, кто творчески рассматривает художественное произведение.

По мнению Волошинова, идеологическая оценка в литературно-художественном произведении не должна выражаться в виде сентенций или поучений, так как это снижает поэтический смысл целого.

Замечание 2

По концепции Волошинова, задача социальной поэтики заключается в объяснении каждого момента формы как активного выражения оценки в двух направления: к слушателю и к предмету высказывания – персонажу.

Он подчеркивает, что смысл, значение формы относится не к материалу, как считают формалисты, а к содержанию.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot