Тема деревни в рассказах И. А. Бунина
И.А. Бунин вырос в тиши российского захолустья, что оказало значительное влияние на склад его характера и особенности творчества. Писатель с самого детства видел и прекрасно понимал российскую действительность такой, какой на есть. В характере Бунина всегда присутствовали нелюбовь к домоседству, тяга к перемене обстановки и стремление к разнообразию круга жизненных и художественных впечатлений.
Бунин много путешествовал по России, странствовал по Европе, Ближнему Востоку, побывал в Африке и Азии. Впечатления от поездок и свои наблюдения Бунин часто использовал в качестве материала для произведений. При этом расширение тематики не мешало обостренному восприятию Буниным жизни и способствовало развитию его философской и исторической масштабности.
В то же время позиция писателя по отношению к российской действительности на фоне русского реализма начала 20 века выглядела непривычно. Многие современники считали Бунина блестящим, но бесстрастным, «невозмутимо-холодным» мастером, а суждения писателя о России, русской истории и русском человеке – слишком отстраненными. Бунин при постоянном ощущении своей принадлежности к русской культуре, переживании древности и величия Руси, старался отстраняться от социальных тревог и в своем дореволюционном творчестве избегал публицистичности. Это заметно отличало его от А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева. Бунину для осознания действительности в России всегда была нужная дистанция – пространственная или временная. Например, в Италии Бунин писал повести и рассказы о русской деревне, а в России – о Цейлоне, Индии, Ближнем Востоке.
В прозе Бунина середины 1890-х-1900-х гг. наблюдается переход от наблюдений за отдельными судьбами мелкопоместных и крестьян к обобщающим размышлениям. А симпатии писателя обращены в патриархальное прошлое. В этот период Бунин публикует рассказы, в которых высказывает свои опасения за судьбу России, вызванные опролетариванием крестьян и разорением дворянских гнезд:
- «Сосны»;
- «Антоновские яблоки»;
- «Новая дорога».
Ряд произведений писатели посвящен разоряющейся деревне, в которой царствуют смерть и голод. Идеал Бунин ищет в прошлом, в старосветском благополучии. Рассказы «Сосны» и «Новая дорога» - это думы писателя о крестьянской Руси, а рассказ «Антоновские яблоки» - его размышления о судьбе поместного дворянства.
«Антоновские яблоки» - это произведение об уходящей в прошлое эпохе в жизни России. Писатель видит немало поэтичного и светлого в прошлой жизни. Запах антоновских яблок у него ассоциируется с красотой прежнего деревенского уклада. В памяти героя возникают ностальгические картины прошлой жизни – барский сад, запах старинных переплетов в дедушкиной библиотеке, гости в большом зале, залитом солнцем, пьянящий аромат яблок. Воспоминания чередуются с изображением нынешнего состояния усадьбы.
Тема деревни и крестьянства в повестях «Деревня» и «Суходол»
Повесть «Деревня» была написана в 1909-1910 гг. Произведение принесло Бунину славу писателя. повесть была подготовлена предыдущими рассказами.
Парадоксальность творческой судьбы Бунина заключается в том, что именно его проза, посвященная судьбе русской деревни в период революций, оказалась самым беспощадным разоблачением ее нищеты, рабского состояния, жесткости социального расслоения.
В повести «Деревня» писатель поднимает ряда актуальных вопросов того времени:
- Историческая судьба крестьянства;
- Пути русской жизни;
- Своеобразие национального русского характера;
- Реалистическое описание действительности.
Жанр повести-хроники отвечает замыслу автора, выводя на первый план мужицкий персонажей и оставляя на периферии повествования свидетелей «со стоны». Сюжет произведения лишен интриги, четко выраженной завязки, неожиданных поворотов, фабульного развития, завязки и кульминации. В этом произведении все погружено в стихию сложившегося быта, медленно текущей жизни. Но каждая часть повести открывает новые стороны деревенской действительности. Это касается истории крестьян Иванушки, Акима, Дениса, Якова, рода Красовых и других. Они живут в деревне, которая имеет выразительное название – Дурновка. Такая же безрадостная и губительная жизнь мужиков и в соседних селах – Басове, Казакове, Ровном. В жизни деревни все оказывается лишенным смысла, сложившийся уклад жизни рушится, семейные и общественные связи разрываются. Деревня гибнет, гибнет неуклонно и быстро. Об этом автор повествует с болью. Писатель в этом произведении нарушает традицию народолюбия, показывая новый тип крестьянской, народной личности.
По своей жизненной и духовной силе бунинская деревня обречена на самораспад – и религиозный, и экономический. Бунин показывает правдивые картины обнищания и упадка в дореволюционной деревне.
Бунин считает, что одной из самых удивительных качеств русского характера является неспособность к нормальной жизни и абсолютное отвращение к будням. При таком ощущении жизни повседневная работа оказывается одним из самых тяжких наказаний.
Писатель выделяет две главные черты народной психологии: пассивно-созерцательную и стихийно-разрушительную. Бунин считает, что альтернативой «святому» смирению русского мужика является только жестокая и бессмысленная пугачевщина. Именно отсюда вытекает беспощадность и беспросветность описания Буниным деревенского быта.
Начатое в повести «Деревня» исследование жизни российской деревни Бунин продолжает в повести «Суходол».
«Суходол» - это повесть о сокрушительных страстях, явных и скрытых, порочных и безгрешных, не поддающихся рассудку и рушащих жизни. Основная тема повести – русская душа. И эта тема разрабатывается писателе на примере дворянства.
В «Суходоле» тема русской души раскрывается в другом художественном ключе, нежели в повести «Деревня». В «Суходоле» писатель пересматривает традицию поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой угасающих «дворянских гнезд». В этом произведении идея кровного единения дворянства и народа сочетается с мыслью писателя об ответственности господ за судьбу крестьянства, об их вине перед ними.
В «Деревне» и «Суходоле» Бунин изображает нравственно-психологический и социальный тупик, в котором оказалась, по мнению писателя, Россия.