Теория Карла Юнга об аналитической психологии
Учение Карла Юнга об аналитической психологии раскрыло содержание структуры личности человека, которая по мнению ученого включает в себя три взаимосвязанных элемента:
- сознание или Эго;
- бессознательное;
- коллективное бессознательное.
Согласно теории Юнга первый элемент – сознание человека, или как его еще называют Эго, является индивидуальной психологической структурой, включающей в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения человека, которые способствуют тому, что человек получает способность к осознанию себя как личности и регуляции собственной сознательной деятельности.
Второй элемент – индивидуальное бессознательное, по мнению Юнга включает в себя имеющиеся у человека инстинкты, способствующие выживанию человека. Помимо инстинктов, бессознательное включает в себя комплексы, являющиеся определёнными проявлениями в сознании человека в виде возникающих у него доминирующих идей и вследствие этого оказывающими определённое влияние на поведение человека и его образ мышления.
Также в состав бессознательного входят «бессознательные комплексы» и эмоционально заряженные мысли и чувства, которые ранее были вытеснены из сознания человека.
Еще одним элементом личности человека Юнг считал коллективное бессознательное, являющееся общим для всех людей, живущих на земле и по мнению автора проявляющееся как воздействие космической силы на жизнедеятельность человека.
Именно воздействие коллективного бессознательного является наиболее глубоким и описывается ученым как основной структурный элемент личности человека, состоящий из всего накопленного человечеством культурно –исторического опыта, находящего свое отражение в психике человека в форме унаследованных им архетипов.
Общее понятие об архетипах личности человека
Согласно теории Юнга архетипы личности – это врожденные психологические факторы, первичные идеи существования личностных особенностей человека.
Другое определение архетипов личности звучит так: «Психические прообразы, которые с одной стороны обуславливают предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, а с другой стороны проявляются в коллективных идеях, мифах и сказках, образах и теориях человечества.
Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека.
Ученым были выделены следующие архетипы:
- архетип Матери;
- архетип Отца;
- архетип Персоны;
- архетип Анимуса;
- архетип Анимы;
- архетип Тени;
- архетип Самости.
Рассмотрим и содержание более подробно:
- Архетипы Матери и Отца являются своеобразными обобщенными образами всех матерей и отцов, которые жили и живут на планете земле за все время ее существования. Данные архетипы способствуют формированию у человека определенных отношений к женщине и мужчине соответственно.
- Архетип Персоны или Маска, служит для формирования публичного образа человека, с целью определения своего социального статуса и того впечатления, которое человек хотел бы производить на ближайшее окружение. При этом истинная сущность человека остается скрытой. Основной целью данного архетипа является формирование способности человека налаживать эффективное взаимодействие с окружающими людьми в повседневной жизни.
- Архетип «Анимы» выражается в формировании чувственного образа женщины, который присутствует в сознании мужчины. Именно данный архетип помогает мужчине определить свои предпочтения при выборе спутницы жизни, распознать именно ту женщину, которая больше всего ему подходит. Также данный архетип характеризует присутствующую внутри каждого мужчины психологическую женщину. Свое проявление данный архетип имеет в виде ярких и неконтролируемых эмоций, капризов, возникновении иррациональных чувств.
- Архетип Анимуса - это чувственный образ желанного мужчины, который способствует определению предпочтений женщины и в тоже время представляет собой внутреннего психологического мужчину, который живет в душе женщины. Проявлениями данного архетипа у женщины выступают такие качества как стойкость, упрямство в отстаивании собственной точки зрения, уверенности в своих силах и собственной правоте.
- Архетип Тени находит свое выражение в скрытой от глаз окружающих людей, а порой и самого человека теневой стороне личности. Данный архетип включает в себя различные социально неприемлемые мысли и страсти человека. Однако следует отметить, что при правильном направлении энергии Тени он может выступать в качестве основного источника творческой активности человека.
Важнейшим из архетипов, выделенных Карлом Юнгом сам ученый считал архетип Самости. По мнению Юнга, данный архетип является центральным образованием личности человека, который выступает в качестве объединяющей силы для всех элементов психики человека. Именно благодаря его существования и проявлению в психике и жизнедеятельности человека все эти системы находятся в единстве, что в свою очередь обеспечивает единство личности, ее равновесие и стабильность. Именно архетип Самости способствует целостности личности и интеграции сознательного и бессознательного в психике человека.
Благодаря существованию данного архетипа человек воспринимает себя как целостное существо со всеми проявлениям поведения и осознает неоспоримость воздействия на развитие собственной личности как со стороны сознания, так и бессознательных проявлений психики.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что архетип является врожденной тенденцией, которая находится внутри коллективного бессознательного и определяет содержание психической жизни человека.
Благодаря существованию определенных архетипов личности осуществляется процесс определения содержания деятельности человека, которое соответствует поведенческим стратегиям, существовавшим у предыдущих поколений со времен зарождения общества в целом.