Краткая биография
Лазурский А.Ф. родился в $1874$ году 12 апреля. В $1897$ году Александр Федорович окончил Военно-медицинскую академию на отлично со степенью «лекаря». Лазурского оставили по результатам конкурса для научного усовершенствования в клинике душевных и нервных болезней Бехтерева. Исследовательская деятельность Лазурского началась уже на первых курсах академии. Проблема психологии в то время заняла центральное место в научных интересах Лазурского. После окончании академии молодой врач стал заведующим этой лабораторией.
Лазурский в течение шестнадцати лет вел лечебную работу, являясь штатным врачом клиники Бехтерева. Определенное время он возглавлял разные отделения в доме призрения душевнобольных в Санкт-Петербурге. В последствии Александр Федорович работал врачом и консультантом в области медицинской педагогики в школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых, которую сам организовал.
После окончания академии Лазурский принимал активное участие в работе Петербургского общества невропатологов и психиатров, а в $1899$ году стал его действительным членом. В этом же году Лазурский успешно сдал экзамены на степень доктора медицины, проводившиеся по всем медицинским дисциплинам. Разработка А.Ф.Лазурским основ медицинской психологии опиралась прежде всего на его многопрофильную научно-исследовательскую работу и нейроморфологические исследования.
Научные достижения
Лазурский провел основательное физиологическое исследование на тему «Влияние мышечной работы на мозговое кровообращение». Исследование было проведено по оригинальной экспериментальной методике, а его результаты с успешно были защищены в качестве докторской диссертации в диспуте.
Огромный интерес представляют работы Лазурского по клинической психофизиологии, которые касаются сомато-психических соотношений. В них рассматривались в гипнотическом сне изменения физиологических функции кровообращения и внешнего дыхания. Также Лазурский изучил влияние непосредственно внушенных эмоций горя, радости, страха, гнева на определенные физиологические функции.
Проследив развитие психологии, Лазурский определил зависимость этапов ее истории от успехов в целом естествознания. Большое значение ученый придавал физиологии, в том числе физиологии мозга. Успехи психопатологии он считал очень важными для прогресса психологии.
Становлению Лазурского в качестве психолога способствовала работа в Гейдельберге в психологической лаборатории Эмиля Крепелина и в Лейпциге в Психологическом институте Вундта. Он провел ряд разработок, которые обогатили классическую экспериментальную психологию. Заняв должность профессора кафедры обшей и экспериментальной психологии Психоневрологического института, Лазурский организовал в 1909 году на базе института психологическую лабораторию, превратившуюся в центр по изучению психической активности в процессе эксперимента.
Лазурский написал учебник «Психология общая и экспериментальная», который несколько раз переиздавался даже в советское время.
С момента основания Бехтеревым журнала «Вестник психологии» Лазурский стал редактором целого раздела, посвященного экспериментальной психологии. В дальнейшем он фактически возглавил данное периодическое издание.
Лазурский принимал активное участие в редакции русского перевода работы Вундта «Основы физиологической психологии».
Лазурский в своих психологических экспериментальных исследованиях стремился получить данные, характеризующие индивидуальность изучаемых людей. Начиная с 90-х годов изучение индивидуальных различий личности стало основным делом жизни ученого. Он провел эмпирические разработки посредством созданной им же «Программы исследования личности». Ученый считал, что высшие уровни психики человека необходимо изучать очень конкретно. Лазурский постоянно работал над созданием методических приемов для такого рода исследований. Александр Федорович предложил и широко применял метод систематического наблюдения в сочетании с определенными методиками экспериментальной психологии. Главным достижением методических изысканий Лазурского стал «метод естественного эксперимента», за счет применения которого исчезает искусственность лабораторного опыта и возрастает ценность данных наблюдения.
Александр Федорович очень много сделал для развития науки психологии, особенно в области создания на материалистической основе психологической теории личности и методов исследования. Он стал одним из пионеров внедрения в клиническую медицину идей научной психологии и заложил теоретическую базу клинической персонологии.
26 марта $1917$ года в результате тяжелой болезни жизнь выдающегося ученого-новатора оборвалась.