Изучением синдрома аутизма занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями личности и не зависит от реальной объективной действительности.
Этапы становления проблемы изучения аутизма
- I этап относится к концу конца XIX- началу XX веков, когда в научной литературе стали появляться отдельные упоминания о детях, стремящихся к одиночеству, к уходу «в себя».
- II этап получил название доканнеровского, приходился на 20 – 40-е годы прошлого столетия. На данном этапе в научном сообществе активно обговаривались проблемы выявления шизофрении в раннем возрасте.
- III этап пришелся на 1940-1970-е годы, когда синдром аутизма у детей впервые был описан американским детским психиатром Каннером. В это же время в Австралии выходят работы психиатра Аспергера с описанием аутистической психопатии у детей.
- IV этап, послеканнеровский, пришелся на 80-90-е годы прошлого века, когда учеными были описаны различные типы психического состояния.
На современном этапе в научной литературе понимается синдром аутизма как сложное, дезинтегративное нарушение психического развития, которое характеризуется всесторонним, выраженным дефицитом социальной коммуникации и взаимодействия, ограничениями мотивационной сферы, сферы интересов, повторяющимися действиями.
Типы аутизма
В современной теории и практике психологии выделяют следующие типы аутизма:
- детский аутизм при заболеваниях центральной нервной системы;
- аутизм при хромосомной патологии;
- аутизм при обменных заболеваниях;
- аутизм при шизофренической этиологии;
- психогенный аутизм.
Представления о наследственной отягощенности, генетической предрасположенности занимают одной из центральных мест в числе факторов риска развития аутизма.
Особенности развития детей с аутизмом
Дети с аутизмом имеют особенности в развитии ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы.
Гиперсензитивность, сенсорная ранимость приводит к игнорированию внешних воздействий, личность отдает предпочтение предметам, а не людям. Для детей, страдающих аутизмом, огромное значение имеют цвет, фактура, форма предмета, но не он целиком; они весьма чувствительны к запахам, мышечным, тактильным ощущениям.
Особенности развития памяти находят свое отражение в хорошей механической памяти, что создает условия для сохранения следов эмоционального переживания, формирующих стереотипизацию восприятия и интерпретации окружающей действительности. Дети с легкостью запоминают стихи, в ритм стиха могут раскачиваться, сочинять собственные тексты.
Особенности мыслительных процессов проявляются в сложностях с адаптацией, переносом сложившихся поведенческих стереотипов в новые условия, в новую ситуацию. Интеллектуальное недоразвитие не является обязательным при синдроме аутизма, личность может проявлять одарённость в отдельных областях. «Аутисты», как правило, имеют неравномерный уровень интеллектуальных достижений, сложности в поведении.
Личность с трудом устанавливает контакты, эмоциональные связи с другими.
Сложности адаптации «аутиста» к условиям образовательного учреждения
Попадая в образовательное учреждение, ребенок, страдающий от аутизма, испытывает сложности с адаптацией, что находит свое проявление в следующих аспектах:
- не соблюдает правила, не может научиться соблюдать дисциплину;
- игнорирует отдельные предметы, не осваивает школьную программу.
Таким образом, аутизм представляет сложное, многофакторное психическое расстройство, которое находит свое отражение во всех сферах личностного развития, выдвигая особые требования к реализации процессов обучения, воспитания ребенка.